Скрабов: Шашки – тоже искусство

Скрабов: Шашки – тоже искусствоГроссмейстер Скрабов видит связь между картинами Репина, Куинджи и шашечными композициями, а готовиться к турнирам ему помогают дети.
- Владимир, вы любите охоту?

- Нет. Я даже рыбу не ловлю. А почему спрашиваете?

- Создается впечатление, что вы начинаете очень сильно играть, когда чувствуете перспективу выигрыша. А пока ее нет, играете, если можно так выразиться, в спящем режиме.
- Знаете, когда мне было 25, 26, даже 27 лет, для меня, кроме 1-го места, ничего не существовало. Я совершенно серьезно в каждой партии ставил себе только одну задачу - победу. И долгое время удавалось: выигрывал первенство и Кубок СССР, чемпионат и первенство России, был чемпионом Европы и дважды чемпионом мира. Но годы шли, появились честолюбивые дублеры, с которыми стало очень непросто конкурировать. В 25 лет, в 35 лет и в 40 голова соображает по-разному. Опыта становится больше, но счет ухудшается. Если сравнить с компьютером, то в 25 лет это новый, только что сошедший с конвейера, а в 40 память уже забита, да и процессор устарел - но конкурировать приходится с только что сошедшими с конвейеров более скоростными и более современными процессорами. И опыт подсказывает, что этот компьютер нужно включать на полную мощность лишь в определенные моменты.

- Когда видна победа?
- Ну да. Так, например, было в матче с Андреем Валюком на молниеносной программе финала Кубка мира. Мне нужен был выигрыш, я сыграл очень опасно, честно говоря, перегнул палку - но он ошибся именно там, где мне было нужно.

- У вас куча времени уходит на административную работу. А сколько времени вы уделяете собственным тренировкам?
- На себя времени мало остается. Каждый день тренировки с детьми - но я к ним обязательно готовлюсь, благодаря чему и свою форму поддерживаю. А заниматься так, как это делают гроссмейстеры Кондраченко, Михальченко, Белошеев - целенаправленной шлифовкой теоретических вариантов - я себе позволить не могу. Действительно, очень много бумажной и организационной работы. Помимо того, что около 17-ти лет я президентствую в ярославской Федерации шашек, уже 7 лет руковожу региональной Федерацией спорта слепых, а в этом году по просьбе коллег еще возглавил и региональную Федерацию спорта глухих. Конечно, немного времени я на себя нахожу - но не так, как раньше.

- А немного - это сколько? Что для вас подготовка к серьезному турниру?
- Прежде всего, это игра в блиц с сильным спарринг-партнером по новой таблице дебютов и разбор сыгранных партий с компьютером. Второй момент -психологический настрой. Его я получаю от занятий с детьми. Они мне очень помогают - и сами занятия и, кроме того, я знаю, что, когда я на турнире, они, их родители очень переживают за меня, болеют - это поддерживает.

- А где вы находите сильных спарринг-партнеров? Кто они?
- Это мои ученики. Чаще всего - Ваня Дьяченко.

- Но Ваня пока игрок не вашего уровня!
- А мы уравниваем силы. Я ставлю себе меньше времени, а ему больше. Мне приходится быстро играть, а он может подумать. Например, себе ставлю 3 минуты на партию, а ему 10. Еще подъезжают мастера Дмитрий Мокров и Олег Поликарпов. Это, как тренировки у Тайсона - ему же не нужен человек, который будет его лупить, ему нужен тот, когда будет лупить он!

- Вы блестяще выступили в Коломне, совершенно разгромно сыграли на финале Кубка мира, а на Чемпионате мира, проходившем между этими вашими двумя выступлениями, ничего подобного не было. Почему?
- Не сложилось как-то. Я, кстати, в Чемпионате мира по молниеносной игре неплохо шел - выиграл, например, матч у "короля блица" Сергея Белошеева. Но потом перебои, пара поражений. Многое же от везения зависит - какой дебют выпадет, например. Если получаешь дебют, незнакомый тебе и знакомый сопернику, при контроле времени "3+2" - сами понимаете, каким, скорее всего, будет результат. А в классике ЧМ я вообще в ничьих завяз. Помните, как любят объяснять свои неудачи наши футболисты: "Общий уровень соперников вырос"! Честно говоря, я могу сказать то же самое. Если серьезно, то на Чемпионате мира в игре со мной никто не допустил ни одной ошибки. Мне себя даже корить не за что. Ни разу не случилось такое, чтобы у меня был выигрыш, которым я не воспользовался.

- Вы уделяете большое внимание эстетическому восприятию окружающей действительности - искусству, например. Это что-то дает в спортивном плане?
- Это дает не только в спорте - это просто приятно. Мне нравится смотреть картины, изучать их историю. Обычно бывает так: ходишь по музею, смотришь картины и вдруг чувствуешь - что-то зацепило. Становится интересно: а почему именно это понравилось? Возвращаешься домой, смотришь в интернете историю создания картины и начинаешь понимать. Например, в Русском музее есть картина Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Он писал ее несколько лет. Там много интереснейших деталей, одна из которых - казак, голый по пояс. Все одеты, кто-то даже в тулупе, а он голый. Почему? Оказывается, рядом с ним лежит колода карт, этот человек сидит на раздаче, и, чтобы он никому ничего не подсунул, его заставили раздеться. Такая деталь помогла мне воспринять картину Репина совсем по другому - она ожила как будто.

- Какая последняя картина вас зацепила?
- Месяц назад я впервые увидел картину Куинджи "Радуга". Я всегда восхищался его картиной "Лунная ночь на Днепре" - там удивительным образом использованы краски, которые дают как бы люминесцентный эффект - хотя никаких люминесцентных красок в то время, когда жил Куинджи, конечно же не было. Я читал, что, когда Куинджи выставлял в каком-нибудь салоне "Лунную ночь на Днепре", некоторые даже за картину заглядывали - нет ли там лампочки, дававшей эффект подсветки! В этой картине есть великолепный эффект живого лунного света. А в "Радуге" цвета переданы настолько потрясающе, что меня это поразило. Чтобы приготовить такие краски, надо быть химиком, а не просто художником.

- А каким образом вы удовлетворяете эстетические потребности дома, в Ярославле?
- Смотрю кино, слушаю музыку. Больше всего мне нравятся французский шансон и русский рок, ленинградский особенно. Наш классический русский рок 80-х.

- К вашей деятельности как спортсмена это все имеет какое-то отношение?
- Шашки - тоже искусство. Прежде всего, визуальное искусство. Но не каждый и не сразу может понять это. Людям нужен экскурсовод в мир шашечного искусства, который смог бы рассказать, почему это интересно и красиво. Общаясь с детьми, я чувствую себя таким проводником - мне же нужно их зацепить, заинтересовать шашками. Когда был моложе, я составлял шашечные этюды и комбинации. Некоторые шашечные композиции, по-моему, сравнимы с шедеврами искусства.

- А похожесть в чем?
-
В эстетической составляющей. Решение таких этюдов по-своему столь же красиво, как и картины знаменитых живописцев или шедевры музыки. Способ восприятия другой, а удовольствие испытываешь такое же.

- При этом вы сами нигде не публикуете анализы своих партий. Почему?
-
Наверное, коплю материал для книги, которую, может быть, когда-нибудь напишу! Впрочем, у меня иногда бывают публикации на страничке в Facebook. Я с удовольствием читаю публикации своих коллег, но у самого руки не доходят. Вот когда-нибудь сяду и напишу. Но это должна быть такая книга, которая мне самому понравится. А хороший результат на ходу не делается. Пока лучшая книга по шашкам, на мой взгляд, "Радость творчества" Владимира Вигмана. Это непревзойденный шедевр, и, если бы мне удалось написать что-то похожее, я бы стал настоящим шашечным литератором.

- Вы сильно расстраиваетесь, когда проигрываете?
- Я еще в молодости научился нормально переживать неудачи. Проигрыш - это часть процесса. Проиграть может любой, но главное - не проигрыш, а умение сделать из него правильные выводы.

- Вы ездите почти на все серьезные турниры. Это для вас всегда удовольствие, или просто работа?
- По-разному бывает. Со временем начинаю относиться прагматичнее, но всегда стараюсь получить удовольствие. И это не от результата зависит, а от процесса. Если в турнире сыграл хотя бы одну партию, от которой получил удовольствие - поездка удалась. Ведь шашечная партия - это борьба замыслов. Соперник придумал одно, а я другое. И возникает вопрос: кто кого перехитрил? Если удается перехитрить, да, к тому же, красиво - вот это удовольствие. Впрочем, на финале КМ мне понравился накал борьбы в партии с Андреем Валюком. Вроде сама партия была без изысков, но накал борьбы захватывал.

Добавить комментарий