Сегодня он был посвящен первым шагам, которые юный баскетболист делает в спортивном зале. Эту часть занятия вела Заслуженный тренер России Татьяна Карамышева. О нюансах работы со взрослыми баскетболистами рассказывали наставники "Буревестника": главный тренер Борис Соколовский и старший тренер Сергей Гришаев.
Тему занятия сформулировали еще на прошлом семинаре тренеры ярославской СДЮСШОР-2 Александр Малахов и Артем Шулин. Им показались важными не только вопросы подготовки юных баскетболистов в техническом, атлетическом и тактическом плане, но и более глубинные педагогические аспекты деятельности детского тренера.
Татьяна Карамышева, долгое время сочетавшая подготовку команды мастеров (вологодская "Чеваката") с работой в местной ДЮСШ, поделилась с ярославскими тренерами своими представлениями по этому поводу. Базовой необходимостью для любого тренера Татьяна Николаевна назвала тягу к знаниям и постоянному повышению своей квалификации. Без этого тренер невозможен, причем, по мнению ведущей мастер-класса, предложенный подход касается детских тренеров в большей степени, чем тех, кто ведет команды мастеров. Предостерегла она и от безмерного упования наставников на то, что где-то в мире есть некие "волшебные упражнения", освоив которые дети станут настоящими баскетболистами.
- У меня в практике был пример, когда тренер не мог поставить баскетболисту бросок, - заметила Татьяна Николаевна. - По мнению тренера, проблема игрока была в неправильной постановке движения руки. Когда я этого баскетболиста увидела, то поняла, что там нужно переделывать все - от положения стоп при броске, до стойки (причем даже без мяча). Это только пример того, как все взаимосвязано в тренерской деятельности. Но даже и он не дает полного понимания того, из чего мы должны исходить. В институте имени Лесгафта, где нас учили, базовым уровнем считалось знание физиологии, биохимии и анатомии на уровне медицинского института; а педагогику и психологию мы должны были знать лучше, чем любые специалисты в СССР.
После общения с тренерскими кадрами Татьяна Николаевна перешла к работе с двумя младшими группами баскетболистов - из Углича и Ярославля. Тут-то и стало понятно, что именно ведущая мастер-класса подразумевала под словами "базовый подход". Надо было видеть, сколь разительно основная баскетбольная стойка ее подопечных отличалась в начале занятия и по его окончании. И какое расстояние преодолела тренер, чтобы в "ручном режиме" поправить положение рук, ног, спин и прочих частей тела каждого баскетболиста (а их на площадке было более десяти человек).
К словосочетаниям "мастер-класс" ярославцы, в общем, уже привыкли. Теперь наши баскетбольные специалисты поняли, что такое тренерский "мастер-высший-класс". А многим стало понятно, за счет чего провинциальная Вологда, где работает Татьяна Николаевна, сумела в начале века войти в бомонд российского женского баскетбола и продолжает оставаться там до нынешних времен.