Однако небольшое число соревнований не позволяет вырастить в Ярославле спортсменов высокого уровня
На проходившем 2 - 6 октября в городе Рыбинске Первенстве Ярославской области по шахматам спортсмены ярославского СДЮШОР №16 Роман Баранов и Алексей Перепелица заняли третье место, София Зызлова и Дмитрий Виноградов - второе и четвертое соответственно. О причинах такого не столь удачного выступления своих воспитанников, о шахматной школе в Ярославле и об этом интеллектуальном виде спорта вообще корреспонденту газеты "Ярославские новости" рассказал директор СДЮШОР №16 Александр Щупляк.
- Александр Алексеевич, на первенстве шахматисты из Рыбинска и Углича сыграли лучше ярославских ребят, в чем Вы видите причины отставания наших спортсменов?
- Рыбинск выезжает на соревнования чаще. Наша же команда - практически невыездная. Родителям часто приходится самим финансировать поездки своих детей. За дорогу, питание, проживание родитель должен выложить 3000 рублей. Нет практики, очень нужной для развития шахматиста. Все, чему мы учим ребенка, важно применить в игре, иначе не произойдет закрепления навыка.
Нужно учитывать еще и трудоемкость процесса подготовки шахматистов. Если, занимаясь в других спортивных секциях, ученики меняют вид деятельности, то в шахматах нужно так же сидеть и думать головой, как в школе. Одновременное занятие в школе и у нас - это большая нагрузка на детей. Они устают, и дома их заниматься не заставишь, им не до этого.
Еще одна трудность заключается в том, что шахматы - вид спорта личный, эгоистичный. В командных видах спорта есть общая атмосфера работы, борьбы, все занимаются, так как победа зависит от каждого. Здесь - каждый сам по себе. Поэтому, чтобы достигнуть хорошего уровня, нужно очень много трудиться.
- Насколько массовыми являются шахматы в Ярославле?
- В СДЮШОР №16 занимается 250 человек. Помимо этого, мы договариваемся с директорами некоторых школ, и те предоставляют нам кабинеты на определенное время, где наши тренеры учат детей шахматам. Это выгодно школам - поднимается успеваемость школьников, дети не "слоняются" по улицам. Такие занятия проводятся во всех районах города. В последнее время шахматы стали популяризоваться. Многие родители стали понимать преимущества, которые этот вид спорта дает детям.
- Что дают шахматы ребенку?
- Шахматы учат детей принимать решения самостоятельно и быстро. В жизни им помогает эта быстрота мышления. В обычной школе дают только знания. Там не учат принимать решения, и, бывает, ребенок что-то хочет сказать, отвечает неправильно и получает за это наказание в виде "тройки" или "двойки". Мы - делаем упор на развитии мышления ребенка. Недаром сейчас появляются разговоры о введении в школе обязательным предметом шахмат.
Распространен миф о том, что шахматисты не развиты физически. Это неправда! Никогда не достигнешь результатов с отставанием в физическом развитии. Если не будет развит весь организм - не будет развита и голова. Поэтому для поддержания хорошей спортивной формы шахматисты занимаются подвижными видами спорта.
Кстати, все без исключения воспитанники нашей школы получают впоследствии высшее образование. Шахматы развивают в ребятах усидчивость, целеустремленность - как раз то, что необходимо для интеллектуальной работы.
- Какие качества необходимы, чтобы стать хорошим шахматистом?
- Чемпион мира Ботвинник сказал, что необходимы: "трудоспособная нервная система", шахматный талант и знания. Что такое трудоспособная нервная система? Это способность справляться с колоссальными нагрузками, которые многим детям не по плечу. В игре нужно просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, серию вариантов, как за себя, так и за соперника. Иногда шахматисту приходится блефовать, чтобы ввести соперника в заблуждение, т. е. игроки постоянно находятся в психологическом противостоянии.
И если ребенок встречает большие трудности и у него что-то не получается, он может испугаться этих трудностей, отойти от них. И тут возникает ответная реакция психики человека - лень, ему не хочется либо настолько глубоко входить в этот вид деятельности, либо заниматься им вообще. Поэтому, нужна способность преодолевать эту лень, перебарывать страх перед проблемами. Излишне говорить о том, каким образом вырабатываемые качества могут пригодиться в жизни.