Бег – единственная доступная форма физической активности для всех без исключения жителей планеты. Беда только в том, что мы не кенийцы и не эфиопы, которым летать стрелой сам бог велел. Физиологически подобный способ передвижения вовсе не безобиден и может аукнуться серьезным ухудшением самочувствия. А если учесть, что мы говорим о нем как о средстве для похудения, то тут риски и вовсе возрастают пропорционально.
По дороге и без нее
С одной стороны, человек с избытком веса серьезно деформирует суставы, когда бежит, а с другой – минимальное время кросса для него должно составлять не менее часа-полутора. В противном случае организм просто "не дотянется" до своих самых отдаленных энергетических резервов, в число которых входит подкожная жировая клетчатка.
Стало быть, первая пробежка – в магазин за кроссовками. Правда, сегодня их можно купить и на рынке, но не нужно. Ушлые торговцы иной раз продают элитные модели за сущие копейки (раз в пять дешевле, чем в каталогах), но в такой обуви можно только ходить. Спортивной обуви на магазинных прилавках море, но и она далеко не вся подходит для бега.
Кроссовые туфли делятся на классы и подклассы.
Руки людей неискушенных довольно часто тянутся к марафонской обуви – как к самой легкой и яркой.
– Тем, кто собирается делать длительные пробежки в невысоком темпе, "марафонки" и даже "полумарафонки" не подходят, – пояснил владелец сети магазинов элитной спортивной экипировки Александр Голубев. – У них очень небольшой ресурс: буквально от пятисот до семисот километров. Кроме того, конструкция туфель заведомо рассчитана на ноги человека, способного за два часа преодолеть сорок километров. Начинающий бегун в такой обуви рискует получить растяжение свода стопы или воспаление выше находящихся суставов ног. Для начинающих лучше всего подходят модели для дистанционного бега по твердым покрытиям.
Вроде бы определились? Но… Оказывается, нужно еще учесть и разные виды ног.
Из-за них обувь делится как минимум на три типа: стабилизирующую, амортизирующую и нейтральную.
"Мокрый" тест
Постановка ноги на землю во время бега вызывает деформацию свода стопы и голеностопного сустава. Сплющивание этих "элементов конструкции" называется "пронация". Физиологический смысл ее в том, чтобы погасить ударную нагрузку и не пустить ее дальше – к колену, тазобедренному суставу и позвоночнику. Однако "работая" рессорой, стопа страдает сама. Вот для того чтобы эти мучения нейтрализовать, в конструкцию кроссовок вводят дополнительные элементы, ограничивающие подвижность сустава в определенных направлениях. Чаше всего используются либо гели, либо вставки-пружины из высокомолекулярных пластиков (технология Wave – волна). Такие кроссовки в соответствии с предназначением называют стабилизирующими.
Если же стопа настолько упруга, что передает ударные нагрузки наверх, ничем их не смягчая, в ход идут амортизирующие кроссовки, которые сами плющатся в нужных местах. Для тех, у кого ноги работают идеально, предназначены кроссовки, рассчитанные на нейтральный уровень пронации.
Как же эту пронацию у себя определить? С этим вопросом следует идти прямиком в… баню. Намочите там ноги и встаньте на сухой полок. Остались отпечатки? Если на них между пяткой и передней частью стопы отпечаталась площадь всей середины подошвы, то вам, без сомнения, нужны стабилизирующие кроссовки. Если отпечаток пятки отделен от передней части стопы сухим перешейком, то срочно бегите за амортизирующей обувью. А если имеет место быть что-либо среднее, подойдут нейтральные кроссовки. Это и есть тот самый "мокрый" тест, которым не гнушаются даже тренеры по легкой атлетике.
Джипы грязи не боятся
Конечно же, удовольствие от кросса по лесу куда больше, чем от беготни по пыльным тротуарам. Но тут даже элитная обувь просит пардона: асфальтовый протектор скользит на корнях и глине, шишки и камешки забиваются в "волну", ноги норовят подвернуться на неровностях, через сеточку верха заливается вода и попадает песок. На проселках нужен внедорожник, например джип. И в модельной линейке любой фирмы, выпускающей спортивную обувь для бега, такие джипы есть.
Они тоже подразделяются между собой на "паркетники" – обувь, предназначенную для бега по каменистым россыпям, "биг-футы" – для преодоления жидкой грязи и снега и на "гусеничные вездеходы" – в них непроходимые леса штурмуют мастера спортивного ориентирования. Именно этот, последний, вид кроссовок очень подходит для длительных пеших прогулок по лесу.
Что же касается бега, то внедорожники гораздо долговечнее своих "асфальтовых" собратьев, а в непогоду – и значительно комфортнее: мембрана не дает воде заливаться внутрь, "тракторный" протектор цепляется за любую грязь, толстую подошву не проткнет никакой сучок. Однако за все это мы расплачиваемся некоторой "дубоватостью" обуви. Она, конечно, способствует большей прочности туфель, но так как трава, снег, песок, глина куда более мягкие покрытия, чем асфальт и резина беговой дорожки, то по асфальту во внедорожниках лететь пулей чревато опять же для суставов.
Две пары – минимум
Для того чтобы комфортно бегать весь год, две пары беговых кроссовок – это минимум, уверяют специалисты. Он же сохраняется и для тех, кто летние утренние пробежки вокруг дома сочетает с вечерними вылазками за город. Минимальный бюджет подобной благодати – шесть-семь тысяч рублей за обе пары. Плюс таких материальных затрат в том, что настоящие кроссовки в подобном режиме могут прослужить два-три года (от 1000 до 1500 километров в абсолютном исчислении).
Кстати
Мифы про обувь
1. Прошитые долговечнее клееных.
Для беговых кроссовок – наоборот, поскольку любая дырка в подошве снижает ее прочность и устойчивость к агрессивным средам. Иногда прошивается (только в самых проблемных местах) игровая обувь.
2. Сначала в кроссовках можно походить, а потом "списать" для бега.
Один день ходьбы в кроссовках снижает их ресурс на 8 – 10 километров бега. К моменту утраты их товарного вида они перестанут быть обувью для кросса.
3. Все кроссовки в России контрафактные, поскольку производятся в Китае.
Сегодня в Китае производятся многие элитные товары, а еще большее их количество подделывается. Поэтому зачастую даже спортсмены тренируются и выступают в китайской (по месту производства) экипировке. Исходить нужно не от места производства, а от торговой марки. Большая часть японских производителей пока сохранила контроль качества на своих производственных линиях.