Образ хоккеиста формируется на льду. Но иногда одна маленькая деталь его внешнего вида может этот образ укрепить или, наоборот, ослабить.
Наверное, все мальчики, юноши, мужчины нашей страны знают слово «канадка». Одна из самых популярных в стране и в мире мужских стрижек. Интересно, что название связано с хоккеем: примерно такой тип стрижки был у хоккеистов сборной Канады, которые приезжали в Советский Союз в 1970-е годы. Сначала она понравилась удобством и красотой советским хоккеистам, которые стали её использовать. Видимо, приходили в парикмахерскую, показывали фотографию и говорили: «Как у этого канадского хоккеиста». Парикмахеры, наверное, перефразировали: «канадка». Потом прическа распространилась среди хоккейных болельщиков, которые стремились во всем подражать своим кумирам. А потом – и среди всех мужчин, даже не имевших к хоккею отношения. Сегодня размышляем о внешнем виде спортсменов.
С одной стороны, внешний вид важен для репутации человека, команды, клуба, страны, которую он представляет. Хоккеист, который приехал на решающую игру в пузырящихся на коленях трениках и сланцах, и хоккеист, который вышел из автобуса в стильном костюме и модных ботинках – согласитесь, есть эмоциональная и психологическая разница. Логично, что хоккеисты сборной СССР отправлялась на международные игры в строгих костюмах, в них же посещали ответственные мероприятия. «Хоккеистам самим приятно выглядеть стильно. Одинаковый стиль – один из признаков единения. Никто не будет выделяться и выбиваться из коллектива, поэтому все приезжают на матчи в костюмах, и проблем с этим не возникает», – говорил в 2017 году начальник отдела мерчендайза хоккейного клуба «Ак Барс» Ильнур Курмашев. Но то были единичные примеры, а летом 2019 года уже на уровне всей Континентальной хоккейной лиги внесли изменения в регламент. Теперь игроки всех команд обязаны приезжать на домашние встречи в костюмах единого образца, предусматривающих пиджак, брюки, рубашку и галстук. На гостевых матчах допустимо появляться в спортивной форме единого образца с символикой клуба, но и в этом случае рекомендуется использовать костюмы. Штраф за нарушение – 100 000 рублей.
С другой стороны, мы живем в такое время, когда сильно положительные (или слишком стандартные, или слишком одинаковые) мало кому интересны. А если эта положительность (или стандартность, или одинаковость) создана искусственно и без индивидуального подхода, сразу чувствуется фальшь. В современных реалиях важно быть предельно честным и откровенным – и внутри себя, и с внешним окружением. Честность должна присутствовать во всем, даже во внешнем виде. В очередной заметке будет несколько простых советов, которые объединяет основная мысль: чем больше непосредственности, тем интереснее личность. В этом убеждена Елена Медведева, владелец московского салона красоты «Barex Italiana Mastery Lab», стилист, преподаватель, блогер, которая выступила нашим экспертом по данному тонкому вопросу. Она считает, что выбранный человеком образ – это особая история. Мягкость, творчество, интеллект, жесткость, дисциплина, стержень хоккеиста – всё это в первую очередь доказывается во время игр и тренировок. Но и образ под хоккейным шлемом и маской нельзя сбрасывать со счетов, он поможет дополнить сильные стороны и, быть может, спрятать слабые. Всё это можно проявить через внешние, на первый взгляд, нехоккейные атрибуты.
Первый и самый главный совет звучит так. Выбирая прическу, одежду, обувь, аксессуар, туалетную воду, следует задуматься: «Как я хочу, чтобы меня считывали через образ и внешний вид?» Ведь используемые цвета, формы одежды, прически, наличие и форма бороды, даже цвет и предметы, которые окружают на фотографиях на странице в социальных сетях, в жизни, дают определенный образ, который считывается на подсознании. Как считывают человека через образ? Несколько простых примеров. Графически силуэт стрижки «площадка» - это жесткий образ, дающий ощущение твердости, фундаментальности, упорядоченности. Или, наоборот, рваная растрепанная стрижка, лёгкая, задорная – она говорит о какой-то своевольности, бесшабашности, легкости. Я сразу представил силового защитника, которого невозможно пройти. Снял он после силового приёма шлем, а под ним – прическа «площадка». Сразу всё встало на свои места - внешний образ дополнил хоккейное содержание. Посмотрите на Сергея Зубова на пике его игровой карьеры, когда на голове ещё были волосы – там, конечно, не «площадка», но непреодолимая строгость присутствует. Или мчит по хоккейной площадке стремительный нападающий, импровизирующий на площадке, легко уходящий от того самого защитника из предыдущего примера. А под шлемом у него - растрепанная прическа. Образ хоккеиста сразу совпал с его внешним образом – для меня таким примером всегда был Алексей Кручинин, ныне выступающий в ВХЛ. Впрочем, есть обратные примеры: драка 2017 года между нападающим ЦСКА Яном Муршаком и нападающим «Локомотива» Павлом Красковским. По их прическам можно было сделать прогноз: жесткая лысина и небритость Яна Муршака обязательно победят интеллигентную прическу и внешний миролюбивый образ Павла Красковского. Но в тот раз получилось наоборот.
То же самое в одежде. Жесткие формы: пиджак, лацканы, прямоугольники, квадратные линии, прямые и острые углы – это тоже всё придает твердости. Наоборот, мягкий крой, какие-то балахоны, капюшоны, круги из ниток, мягкие штаны могут сбалансировать слишком жесткий образ. Хоккеисту тут важно, выбирая прическу или одежду, понять: ему нужно утяжелить свой существующий мягкий образ или, наоборот, смягчить с помощью прически и одежды свою жесткость? Или подчеркнуть: есть жесткость – вот она проявляется через прическу и одежду, есть мягкость – вот подтверждение через образ.
Второе. В образе должны присутствовать стигматы или особые приметы. Любой молодой спортсмен – не будем лукавить – стремится стать знаменитым. И хочет быть узнаваем чем-то, что связано только с ним. У некоторых эта особенность дана природой (у Ильи Ковальчука, например, разноцветные глаза) или какими-то обстоятельствами. Пожалуй, самый яркий пример таких обстоятельств – Александр Овечкин без переднего зуба, сегодня это уже не дефект, а важная часть имиджа, дополняющая хоккейный образ. Наверное, получив в октябре 2007-го клюшкой по лицу, он и представить не мог, что получит важный для его образа стигмат, который с тех пор умело использует. А кто-то такой стигмат создает искусственно – татуировка на заметном месте, серьга в ухе, браслет на руке, цепь на шее, оригинальная борода или усы. Что-то из этого перед игрой требуется снимать, но не страшно, ведь после снова можно вернуть на место, добавить кепку, шляпу, оригинальный (как уже говорили выше) галстук. Выбор огромен, важно не повторяться и не быть банальным. Всё это можно сделать для того, чтобы повысить свою узнаваемость и непохожесть на других, это будет положительно работать на имидж хоккеиста. Но только при одном условии: если есть претензия на успех. Потому что если не умеешь играть в хоккей, то имиджу не помогут ни выбитый зуб, ни татуировка, ни серьга, ни браслет. Скорее, сработают этому имиджу в минус. Впрочем, если умеешь играть в хоккей, вполне можно обойтись без особых примет. Каждый выбирает сам, об этом не пишут в хоккейных регламентах, можно позволить себе непосредственность и индивидуальность.
Третье. Цвета фирменного стиля и общий посыл того клуба, который представляет хоккеист, должны читаться. Но нельзя делить себя на части и представлять только одну сторону. Клубные цветовые решения не обсуждаем, речь про конкретных хоккеистов – конкретных людей. Выступаешь за воскресенский «Химик» - будь добр использовать в одежде желтый цвет как признак принадлежности к системе. Представляешь «Салават Юлаев» или «Ак Барс» - без зелёного не обойтись. Но полностью желтым или полностью зеленым быть не обязательно – достаточно маленькой детали в одежде, показывающей принадлежность к клубу. Если хоккеист может выбирать костюм по своему усмотрению, принадлежность к клубу можно продемонстрировать галстуком. И наоборот – если костюмы у всех должны быть одинаковыми, то галстук – отличная возможность подчеркнуть свою индивидуальность. Галстуки в этом случае – вообще отличная возможность найти компромисс между тем, как требует регламентный официоз и тем, как хочется.
Важнее задуматься об основном цвете одежды, опять же, исходя из главной идеи: какой цвет соответствует выбранному образу? Светлые цвета – это чистота, легкость, искренность, честность. Темный цвета – это мудрость, фундаментальность, осознанность, опыт, серьезность. Яркие цвета – это незаурядность, способность удерживать на себе внимание, быть лидером, проявлять себя, комфортно чувствовать себя в тот момент, когда притягиваешь внимание. Защитник Пи Кей Суббан («Монреаль Канадиенс» - «Нэшвилл Предаторз» - «Нью-Джерси Дэвилз») часто приезжает на игры (да и не только на игры) в разноцветном костюме, дополняя тем самым свой образ незаурядного человека и лидера. А кто-то просто в черных брюках и белой рубашке.
Четвертое. Важно быть в теме последних трендов в моде, тенденций стиля волос и внешнего облика, ведь на хоккейных кумиров равняется молодежь. И это очень важно. Если обычная прическа «канадка» из начала заметки распространилась по околохоккейному миру из-за того, что люди подражали своим кумирам, значит, это точно имеет значение. Поэтому выбирая свой образ, хоккеист должен думать не только за себя, но и за того парня, что следит за ним с трибуны, копируя манеру игры, стиль одежды и образ жизни. Классика, хай-тек, модерн, сильно современное или отсылка к ретро – через всё это можно многое рассказать о себе невербальным способом, что считывается на подсознании без помощи слов. Важно, конечно, при выборе одежды и всего остального, не забывать про такие варианты, как «чувство меры», «здравый смысл», «вкус». Если с этим есть проблемы, то лучше не экспериментировать, а позвать на помощь консультанта по стилю. Иначе может получиться одновременно грустно и смешно. Если поблизости нет толкового консультанта по стилю, помогут жены и девушки. Как однажды подметил Илья Никулин, «к моде я безразличен, но хорошо одеваться люблю. Бывает, что и за день по два раза переодеваюсь. А иногда в одних и тех же джинсах три дня хожу. Я на этом внимания не акцентирую. Все зависит от ситуации. В выборе одежды всегда советуюсь с супругой. Она мой главный стилист».
Основной посыл при выборе своего индивидуального образа прост: на чем-то человек хочет акцентировать внимание окружающих, а от чего-то, наоборот, отвлечь взгляд. Поэтому, думая над своим образом, молодой спортсмен должен заранее задуматься: «Зачем?» Выбирая прическу, одежду, аксессуары, нужно исходить из цели всех этих мероприятий, порой недешёвых и длительных по времени. Чтобы заметили? Чтобы стать популярным? Чтобы больше людей были поклонниками? Или стать незаметным за пределами хоккея? Или, может, чтобы вызвать вокруг себя резонанс, даже в негативном ключе. Но все равно, у каждого свои цели, в зависимости от них и может формироваться образ. Выходит, что внешний вид – это намного глубже, чем просто выбранный костюм или джинсы.
Постскриптум про джинсы. Личный портной для нескольких сотен хоккеистов Национальной хоккейной лиги Доменико Вакка обратил внимание: «Сейчас многое поменялось. Когда я только начинал, больше всего у хоккеистов был развит торс. Шесть или семь назад у ребят, как я заметил, стали увеличиваться бёдра». Учитывая нынешнюю моду на зауженную одежду, можно понять переживания этого человека: в 1990-е обхват колена по моде был 68 сантиметров, а в 2019-м – только 43-45. Учитывая накачанные бедра хоккеистов, можно представить, как сложно им подобрать для себя джинсы. Нападающий «Монреаль Канадиенс» Макс Доми: «Если дело касается бёдер и ягодиц, это просто кошмар. В особенности ягодицы, потому что они совсем не соответствуют талии. Тебе приходится брать 48-й размер, но без задницы у тебя 32-й. И что делать? Брать что-то посередине, но так всё равно что-то будет висеть». Тэйлор Холл из «Аризона Койотис»: «Есть штаны, в которые я даже не могу влезть. Некоторые подходят мне по талии, но не в остальном. Это настоящее испытание. Если ты хоккеист, то тебе хочется накачать ноги. Хочется хорошо кататься и использовать силу. Но цена у этого...» Ещё в 2009 году эту проблему обозначил и предложил варианты своих решений Александр Свитов, объявивший на днях о завершении своей большой хоккейной карьеры. Как знать, может теперь тема костюмов станет для него даже более актуальной: «В России тяжеловато найти одежду моего размера. Допустим, рубашку на 54–56-й. В Америке с этим проще. Также проблематично подобрать джинсы. Они все какие-то узкие. Редко попадается то, что нужно. Не каждые сидят хорошо. Иногда что-то приходится шить на заказ. Костюмы, например. Когда в НХЛ играл, мне нравилось в костюмах на игры приходить. Красиво одеваться люблю, но за новыми веяниями в моде не слежу. А мои любимые цвета — белый и черный. Я больше тяготею к спортивному стилю. Не люблю выделяться из толпы, хотя что-нибудь яркое надеть могу». Кстати, в этой цитате – не только про сложности с выбором костюма и джинсов, здесь – и про отношение к стилю, цвету, нестандартным решениям.
Что тут делать? Искать индивидуального портного или находить подходящий для тебя лично бренд, даже если для этого придется пройти несколько десятков магазинов одежды. И, конечно же, всегда держать в голове заголовок сегодняшней заметки: чем больше непосредственности, тем интереснее личность. Игра с названием «хоккей» стоит самого лучшего образа, а образ стоит этой самой лучшей игры.
Титульный рисунок к новости из статьи Эмили Капнан в журнале ESPN «The struggle is real: Why hockey butts, jeans don't mix», 10.01.2019.