Обычно дворцы спорта появлялись в городах с большой историей – на месте ранних построек, парков или пустырей. В Тольятти всё было иначе – дворец спорта «Волгарь» строился вместе с городом, был его ровесником и сразу стал городским центром притяжения.
Изначально Тольятти носил другое имя – Ставрополь. Его основали в 1737 году как город – крепость для защиты русских земель от кочевников. Был он маленьким, так что после революции 1917 года его даже переименовали в село. В середине 1950-х в связи с созданием Куйбышевского водохранилища его перенесли на новое место, а в 1964-м переименовали в память о генеральном секретаре Центрального комитета Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти. Город после переезда оставался малоэтажным и небольшим. Всё изменилось в середине 1960-х, когда вместе с итальянским автоконцерном FIAT здесь начали строить Волжский автомобильный завод, будущий флагман отечественной автомобильной промышленности. Завод огромный, значит, людей на нем будет работать много, следовательно, нужно строить большой современный город. Проектом нового Автозаводского района Тольятти совместно с Центральным научно-исследовательским и проектным институтом градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук занимался архитектор Борис Рубаненко. В задумках он опирался на опыт города Бразилиа – тоже построенной с нуля столицы Бразилии: широкие длинные проспекты, современные и устремленные в светлое будущее постройки, центры притяжения, разбросанные по разным частям города. Одним из таких центров притяжения должен был стать дворец спорта «Волгарь».
Строить его следовало быстро: завод стремительно рос, приезжали новые работники, как правило, молодые и активные – было время, когда средний возраст автомобилестроителей равнялся 21-23 годам. Жилые дома, детские сады, школы, магазины в силу их типовых проектов возводились быстро. Но где проводить свободное время, чем себя занять? На совместных заседаниях руководства завода, партийного и профсоюзного комитета вставал вопрос о том, что пришло время предложить молодежи строящегося города интересные виды досуга. Там и родилась идея – нужен Дворец спорта. Казалось бы, чего проще – взять типовой проект, которых на волне роста популярности хоккея тогда появилось много, и быстро построить. Но не всё так просто. Во-первых, город по сравнению с областными центрами, под которые делали типовые проекты, был мал. Никто бы не разрешил загнать сюда большой типовой проект. Во-вторых, сооружение должно было стать универсальным: молодым горожанам нужны и спорт, и физкультура, и культура, и творчество, и массовые мероприятия. Никакой типовой проект под эти задачи не подошёл бы. И, в-третьих, так как город молодой и современный, как и сам Волжский автозавод, то проект нужен оригинальный изнутри и снаружи. Не такой, как у всех.
В Москву в поисках архитектора отправилась делегация. Там нашелся молодой архитектор Юрий Карпухин. Он и создал необычный проект, который напоминал ладью, стоящую на берегу Волги и готовую отправиться в путь. Силуэт Дворца спорта идеально вписался в идею молодого и где-то даже модернистского города-сада. В декабре 1969-го начали рыть котлован, строительство захватило весь трудовой коллектив завода (на фото к заметке – стройка в полном разгаре). Как и на других подобных стройках, за каждым подразделением завода закрепили свой участок работ. Так, механосборщики варили кресла, который обтягивали кожей специалисты сборочно-кузовного производства. Основные строительные работы выполнило управление строительства «Куйбышевгидрострой» под руководством Николая Семизорова. Его имя можно смело вписывать в историю Тольятти и Куйбышевской (Самарской) области: Волжский автомобильный завод, Куйбышевский завод синтетического каучука, заводы «Волгоцеммаш», «Трансформатор», «Куйбышевазот», Тольяттинская ТЭЦ, дворец спорта «Волгарь. Со стороны Волги Дворец спорта был украшен несколькими рядами барельефов с изображением спортсменов, по лестнице с восточной стороны - застывшие в камне ладьи. Изнутри – множество богатых украшений - геометричный потолок, повторяющий форму крыши, светильники с декоративными мотивами, футуристичная винтовая лестница и предмет гордости - мозаика из смальты в лестничных пролетах на несколько этажей с изображениями спортсменов.
Акт о приемке Дворца спорта «Волгарь» был подписан накануне 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, а 8 мая 1975 года состоялось торжественное собрание в честь Дня Победы. Символический ключ от «Волгаря» вручили генеральному директору завода Виктору Полякову, ясное дело, что без него никакого дворца спорта не появилось бы. После этого объект передали на баланс АвтоВАЗа. Символично, что в том же году Поляков стал Министром автомобильной промышленности СССР. Вот что написала тогда газета «За коммунизм»: «Здание возведено по индивидуальному проекту. Общая площадь Дворца – 21 тысяча квадратных метра, из которых 14,5 тысячи квадратных метров полезных. В южной его части – семь спортивных помещений. Здесь могут плодотворно тренироваться и проводить соревнования боксёры и борцы, гимнасты и фигуристы. Тут созданы все необходимые условия для дальнейшего развития в нашем городе тенниса, хореографии, успешной работы подготовительного класса мастеров. Главная арена предназначена для организации и проведения концертно-зрелищных мероприятий. Пять тысяч зрителей вмещает наш Дворец спорта. Проектировщики учли в ходе своей работы и необходимость достаточного количества подсобных помещений для спортсменов. Все они располагаются в южной части комплекса. Имеются и комнаты, специально отведённые для артистов – гримёрная, раздевалки, душевые».
Обратите внимание – в этой заметке ни слова про хоккей! Но хоккей появился очень быстро. В 1976-м, через год после открытия Дворца спорта, здесь появилась своя хоккейная команда. Как и большинство клубов, которые появлялись при автомобилестроительных предприятиях, её назвали «Торпедо». В 1989-м она поменяла название на «Ладу» - по имени производившегося здесь автомобиля. В сезоне 1993/1994 годов «Лада» сотворила сенсацию - впервые в истории советского и российского хоккея немосковская команда стала победителем регулярного чемпионата, а затем в серии плей-офф взяла и Кубок Межнациональной хоккейной. С созданием команды мастеров в Тольятти начался настоящий хоккейный бум, почти в каждом городском квартале появились хоккейные корты. Хоккей стал спортом номер один в городе и спортивной визитной карточкой завода. В 1977-м открылась хоккейная школа, рассчитанная на 500 человек, первый выпуск учащихся она сделала в 1981 году. Вот так дворец спорта «Волгарь» на десятилетия вперёд выполнил свою социальную миссию и в части организации зрелища для заводчан, и в части привлечения молодых тольяттинцев к спорту и здоровому образу жизни.
Для них хоккейная картинка была привычной, а вот болельщики, кто не жил в Тольятти, немало удивлялись, сопоставляя внешний вид «Волгаря» и телевизионную картинку матчей оттуда. Внешне Дворец спорта логично предполагает хоккейную коробку и четыре трибуны по бокам, но на самом деле внутри была только одна высоченная трибуна, а напротив – стена! Так и задумывалось, ведь под одной крышей разместили огромное количество помещений. Для этого «Волгарь», в отличие от большинства подобных спортивных сооружений страны, прямо по центру разделили на две части. Южная часть была отдана спортивным секциям и спортивному клубу Волжского автомобильного завода. В семи залах здесь занимались боксом, самбо, фигурным катанием, хоккеем, баскетболом, волейболом, гимнастикой, акробатикой, шахматами, стрельбой из лука, легкой атлетикой. Северная часть – это большая универсальная арена для хоккейных матчей и массовых мероприятий. Хоккей предполагал 3000 зрителей, массовые мероприятия при помощи дополнительных мест в партере собирали 5000 человек. Стационарная сцена стала одной из крупнейших в стране (на тот момент второй после Кремлевского Дворца съездов).
«Волгарь» с первых дней стал центром культурной и спортивной жизни Тольятти. Даже просто побывать здесь было делом престижа. Ведь многие из автостроителей приехали в Тольятти из деревень и провинциальных городов, для них это был настоящий Дворец, в котором постоянно проходило что-то интересное. Например, цирк! Город был молодым, детей много, как им быть без цирка? Так что администрация «Волгаря» обратились в Союзгосцирк с предложением организовать гастроли в Тольятти. Это был первый случай, когда цирковые коллективы выступали не в стационарном здании цирка и не во временном шатре, а во Дворце спорта. Коллективу Дворца, конечно, пришлось изрядно потрудиться: сварили цирковой манеж, приготовили необходимое оборудование: подвески, страховые канаты и так далее. Даже удалось сделать так, чтобы артисты на время гастролей получали зарплату в полторы ставки. Тольяттинцы получили возможность посмотреть выступления лучших цирковых коллективов страны, которые за месяц гастролей давали до 20 представлений. На сцене Дворца спорта выступали Игорь Кио, Олег Попов, дрессировщики Запашные.
По правде сказать, проект «Волгаря» (кстати, в разные годы дворец спорта носил разные названия, но в итоге прижилось именно это) не был совсем оригинальным. Можно найти много схожего с выставочным павильоном СССР на Международной выставке в Монреале «Expo – 1967», который позже был перевезен в Москву и включен в пространство ВДНХ. Можно найти много общего и с Минским дворцом спорта, открытом в 1966 году, который, в свою очередь, имеет определенное сходство с австрийским «Винер Штадтхалле» (об этом – в заметке от 11 августа). Скорее всего, создатель «Волгаря» Юрий Карпухин внимательно изучал эти варианты, но внес в них много оригинальных элементов, что и сделало тольяттинский объект непохожим на другие. «Это здание являет нам большой архитектурный и проектировочный талант: с одной стороны, оно выглядит массивно, с другой – очень легко благодаря устремленности ввысь», – с гордостью рассказывает о нём ученый секретарь Тольяттинского краеведческого музея Сергей Лысяков. «Волгарь» относят к школе советского модернизма, которому была свойственна устремленность вверх, достигавшаяся за счет кровли. Эту кровлю часто сравнивают с формой летной палубы авианосца. У «Волгаря» тоже есть сходство с флотом – его крыша напоминает хоть и не палубу авианосца, но зато – самую настоящую водоплавающую ладью. Поэтому можно считать, что в Тольятти получился наиболее совершенный и красивый объект советского спортивного модернизма. И с «Торпедо» («Ладой») тоже всё вышло очень красиво, жаль, что клуб сейчас не в Континентальной хоккейной лиге.