История хоккейных мест. Ярославль

История хоккейных мест. Ярославль

История появления дворца спорта «Автодизель» отличается одной особенностью: сооружение, благодаря которому Ярославль стал большим хоккейным городом, создавалось в несколько заходов, причём авторы первых проектов вряд ли догадывались, что придумают последователи.

Традиционная схема строительства любого объекта (не только спортивного) понятна: появляется идея, принимается решение, находятся ресурсы, выбирается место, готовится и утверждается проект, начинается строительство. Плюс / минус возможны варианты, но в целом движение к цели понятно. Тем более в строгие годы советского планового подхода. В Ярославле всё вышло немного иначе: дворец спорта «Автодизель» (или Дворец спорта Ярославского моторного завода) рождался поэтапно и перерождался несколько раз. Из-за этого он долго был не таким, как большинство дворцов спорта, которые в 1960-е строились по типовым проектам. Жаль, что та оригинальная идея не сохранилась до сегодняшних дней, хотя сам стадион продолжает жить хоккеем.

Часть первая. Трибуны и лёд.

Как известно, первый матч по хоккею с шайбой (канадскому хоккею) прошел в Ярославле в марте 1949 года на катке спортивного общества «Химик» в центре города. В 1950-х играли на стадионе «Локомотив», что на Суздалке. Потом - рядом со стадионом «Шинник». И только после этого хоккей перебрался в надолго главное для Ярославля хоккейное место – на Пятёрку.

Уважительно отметив первых хоккеистов города из «Локомотива», «Спартака» и «Химика», решающими создателями хоккея в Ярославле всё-таки назову игроков моторного, тогда ещё автомобильного завода. Команда у предприятия появилась в 1955 году, в 1959-м заявилась для участия во второй группе Первенства РСФСР. Для игр арендовали упомянутую выше площадку у «Шинника», что было не совсем корректно: между шинным и моторным заводами существовала своеобразная конкуренция: какое предприятие для города важнее, этот негласный спор распространялась и на спорт. Да и условия были весьма… Как писала в сезоне 1960/1961 областная молодежная газета «Юность», «республиканское первенство по хоккею – это соревнования такого же масштаба, как и игры в классе «Б» по футболу. Но какая огромная разница в их организации. На футбольных матчах к услугам зрителей радиоинформация, на стадионе соблюдается строгий порядок. Я уж не говорю о трибунах и скамейках для болельщиков. А на хоккее… Здесь нет самых элементарных удобств. Зрителям, чтобы наблюдать за игрой, приходится взбираться на снежные сугробы или стоять у бортов «коробки». Первое достаточно неприятно, а второе опасно. Нет на хоккейных соревнованиях порядка – даже в судейское помещение набивается много посторонней публики, мешающей работе судей».

Видя всё это, руководство моторного завода решило строить свой стадион. За это следует сказать отдельное спасибо Анатолию Михайловичу Добрынину. Он возглавил завод в 1961 году и руководил предприятием более двадцати лет. Собственно, «Автодизель» - лишь малая часть того, что появилось при нём в Ярославле: бассейн «Лазурный», парк Юбилейный, Дворец культуры моторостроителей (который теперь носит его имя), кинотеатр «Волга» (увы, разрушенный), школы №№3, 27, 76, Северный жилой район, база отдыха «Лесное». Поэтому, говоря об отцах - основателях ярославских победных хоккейных традиций Анатолия Михайловича забывать никак нельзя!

Строительство стадиона (пока ещё открытого) началось в 1963 году. Проект подготовил московский институт «Союзспортпроект», крупнейшая тогда организация Советского Союза в области спортивного проектирования, созданная в 1935 году. Проект включал в себя три железобетонные трибуны по восемь рядов, бетонированная площадка для заливки льда, бассейн – охладитель за Северной трибуной, помещения для спортсменов и судей вместо Южной трибуны, освещение с помощью фонарей. Как написали в книге, посвященной 50-летию Ярославского моторного завода, «в конце 1965 года моторостроители получили отличный подарок: на пустыре возле улицы Чкалова выросло железобетонное сооружение – первый и пока единственный в городе хоккейный корт с искусственным льдом. Он построен при активном участии многих комсомольцев и физкультурников: в мае-октябре они ежедневно выходили на субботники».

Правда, судя по воспоминаниям очевидцев, в первый год использовать искусственный лёд не получилось (может быть, просто не успели освоить новую технологию, так как стадион открыли в ноябре). В местных хоккейных кругах даже гуляет байка о том, что лед в первый сезон был малопригоден для игры в хоккей, его заливали так небрежно, что торчали лежащие внизу доски, которые были видны не только хоккеистам, но и болельщикам. Впрочем, уже осенью 1966-го проблему решили, и в хоккей начали играть на искусственном льду. Событие само по себе значимое: не каждый город мог похвастаться такой роскошью. То ли помог искусственный лёд, но, скорее всего, сказался набираемый опыт и растущий класс команды – в этом сезоне она перебралась во вторую лигу отечественного хоккея.

Надо полагать, лёд и сам стадион, действительно, были хороши - не зря здесь в марте 1967 года прошел неофициальный юношеский чемпионат Европы по хоккею. «Советский спорт» честно признался: «Любители спорта Ярославля не избалованы большим хоккеем. Однако в этом городе есть площадка с искусственным льдом. Вот почему Федерация хоккея СССР избрала Ярославль местом проведения турнира сборных молодежных команд ряда европейских стран». Участвовали сборные из восьми стран и ярославское «Торпедо» вне зачёта. Матчи вызвали ажиотаж в городе. Тот же «Советский спорт» сообщал: «Накануне матча СССР и Польши трибуны хоккейного стадиона Моторного завода были заполнены до отказа, а вокруг – море людей: все те, кто не смог попасть на игру. В общем, картина точь-в-точь похожая на ту, которую можно наблюдать в Лужниках в дни большого хоккея». Дебют турнира на стадионе ЯМЗ сложился удачно, с того времени он проводился с небольшими изменениями до 1998 года, а потом вырос в статусе до чемпионата мира среди юниорских команд.

Часть вторая. Крыша и стены.

Очень скоро другим московским институтом «ЦНИИПроектстальконструкция» (который ведёт свою историю с 1880 года!) был разработан проект, превращающий открытый каток с трибунами в полноценный дворец спорта. Институтом тогда руководил Николай Прокофьевич Мельников, автор более 130 крупных конструкторских работ, действительный член Академии наук СССР, легендарная личность. Благодаря его творческой мысли и талантам его коллег в 1968 году в Ярославле появился особенный дворец спорта. На Западной и Восточной трибунах стало по двенадцать рядов (на Северной осталось восемь), смонтировали крышу (прошу прощения, большепролетное покрытие), поставили стены (прошу прощения, периметральные ограждения из профилированного стекла).

Вот о них следует рассказать отдельно. Громадные вертикальные пространства стен сделали стеклянными – без всяких кирпичных вставок, пристроек по фасаду и так далее. Только стекло, через которое видны несущие элементы и колонны внутри. Был достигнут особый эффект: визуально невесомое сооружение, над которым парит массивная крыша, совершенно непонятно как висящая в воздухе (см. фото к заметке). Такая картинка выгодно отличалась от привычных стен жилых, промышленных и спортивно-культурных объектов. Есть подозрение, что так конструкторы хотели показать: современные индустриальные дизайны – это тоже архитектура, заслуживающая внимания, она не противоречит классической архитектуре (не будем забывать, что дворец спорта появился вскоре после того, как в стране началась борьба с архитектурными излишествами). Этот стиль даже получил специальное название: модернизм второй волны. От себя добавлю, что  впервые «Автодизель» я посетил именно в таком его архитектурном исполнении. Эффект невесомости сооружению добавляла дефицитная по тем временам музыка Жан Мишель Жарра и группы «Спейс», которую включали перед началом матчей.

Часть третья. Движение вверх и реконструкции.

В этом необычном «стеклянном» стадионе команда «Торпедо» и начала движение вверх, правда, не сразу. Вторая лига – первая лига – высшая лига – первое для Ярославля чемпионство. Здесь следует вспомнить Сергея Алексеевича Николаева, главного человека для ярославского хоккея. Именно он создал здесь систему, которая с годами стала приносить результат. Внёс он свою лепту и во внутреннюю начинку дворца спорта «Автодизель». Рассказывают, что, приходя в любую команду (в Ярославле он появился в сезоне 1980/1981), Сергей Алексеевич сразу обращал внимание на состояние раздевалок для хоккеистов и требовал создавать там нормальные условия. Поэтому здесь оборудовали нормальные раздевалки, сделали тренерскую. Снова не обошлось без шефской помощи моторного завода, где был свой деревообрабатывающий цех – он изготовил по специальному заказу кресла для игроков и тренеров.

Каждый переход ярославского «Торпедо» в более высокую лигу чемпионата СССР по хоккею сопровождался реконструкцией стадиона. Причины на то были серьезные: профилированное стекло, из которого были стены, потрескалось, местами разрушилось. Из-за негерметичности ухудшился микроклимат на ледовой площадке и в служебных помещениях. Последние матчи в переходном турнире за право играть в Высшей лиге сезона 1986/1987 начинались с того, что хоккеисты клюшками выгоняли воду из-за ворот, она отказывалась замерзать. Проект реконструкции на этот раз выполняли не москвичи, я ярославцы – институт «Гипродвигатель». Заменили стены, изменили фасад, отремонтировали крышу, обновили раздевалки команд, поставили новое ледовое оборудование. Рассказывают, что земля под бетонным основанием ледового поля из-за прогнившей с годами системы охлаждения промерзла настолько глубоко, что пришлось выкапывать очень глубокий котлован и вывозить промерзшую землю колоннами грузовиков. Из-за этого едва не сорвали начало следующего сезона. Профилированное стекло заменили на керамзитобетонные панели в нижней части и на металлические - в верхней части наружных стен. Здание стало самым обычным: вместо стеклянных - глухие стены, вместо объемного легкого прозрачного решения – нагромождение непрозрачного железобетона. Центральный фасад был увеличен выпадавшей из первоначальной задумки пристройкой, облицованной камнем (внутри расположили административные помещения, в холлах организовали буфет и точки продажи предматчевых программок). В результате этих нововведений была утрачена внешняя стеклянная уникальность дворца, хотя играть в хоккей и наблюдать за игрой, безусловно, становилось всё комфортнее.

Команда продолжала движение вверх, неизменно собирая на домашних играх аншлаги. Если верить моим детским записям в тетрадках, на «Автодизель» набивалось 4500 зрителей (при проектной вместимости 4300) – люди стояли под крышей, сидели на лестницах, толпились за воротами. И это при том, что на стадионе было только три трибуны, четвертая представляла собой закрытые стеной с окнами служебные помещения и небольшую трибуну для почетных гостей. Помню ещё один эпизод, имеющий отношение к конструкции стадиона. Когда зрители были недовольны действиями судей, они дружно кричали «Су-дью с по-ля!» Всё это звучало очень громко, я даже переживал иногда – не обрушится ли крыша от стройного рёва четырех с половиной тысячи глоток? Но она, естественно, выдерживала.

Часть четвертая. Имени Николаева, неподалеку от улицы Добрынина.

После того, как в Ярославле построили «Арену 2000 Локомотив», и туда переехала команда, которая тоже стала «Локомотивом», «Автодизель» перестал быть главным центром хоккейной жизни – он сместился на улицу Гагарина, в городе стали появляться новые крытые катки. Сам «Автодизель» снова реконструировали - до неузнаваемости. Крышу, укрывавшую стадион без малого сорок лет, заменили на новую. Объект включили в программу 1000-летия Ярославля, так что работы были проведены масштабные. Как рассказывал тогда Михаил Смирнов, главный инженер СУ-3 треста «Ярнефтехимстрой», проводившего реконструкционные, но правильнее сказать, строительные работы, «здание было аварийное. Надежности - никакой. А сейчас мы строим капитально - на сто и более лет: ледовое поле в принципе стандартное. Правда, здесь, 60 на 29 метров - чуть-чуть уже, чем стандартное поле. Зрителей - около 900 человек. Располагаются на Северной трибуне и по площадкам на Западной и Восточной трибуне». Так что теперь на трибунах здесь никогда не соберется четыре с половиной тысячи человек. От того, что было построено в 1963 году, немного осталось. С другой стороны, стадион стал современной тренировочной многофункциональной площадкой для молодых ярославских хоккеистов. И, что самое главное, теперь он называется «Торпедо» и носит имя Сергея Алексеевича Николаева. А улица имени Анатолия Михайловича Добрынина – совсем неподалеку. История главного хоккейного места Ярославля продолжается.

При подготовке заметки использовал сведения анонимных авторов на «Ярпортале» и в другом интернете, воспоминания Владимира Малкова, книги про Ярославский моторный завод и про ярославское «Торпедо» - спасибо авторам, а также собственные память и записи.

Добавить комментарий