Продолжаю размышлять о том, какие околохоккейные привычки могут положительно или отрицательно влиять на репутацию хоккеиста. Очередная заметка – про присутствие или отсутствие в социальных сетях.
Сразу оговорюсь: у каждого свой путь к социальным сетям, свой личный опыт, своя история. Каждый хочет быть самим собой, а не копировать кого-то. Представленные здесь размышления – не рецепт и не догма, лишь одно из мнений: может, «да», может быть, «нет».
В предыдущих записях я рассказывал о том, что хоккеист в двадцать первом веке – личность публичная. Даже если не даёт интервью и о нём не пишут в газетах (хотя сегодня это уже невозможно), его всё равно видят: на матчах, по пути на стадион или со стадиона. Его могут встретить в магазине, на концерте, на каком-нибудь мероприятии. Все хоккеисты – я убеждён в этом – сидят в интернете. Вопрос лишь в том, с пользой для себя или во вред? Мне хочется, чтобы сидели с пользой, потому что интернет – это важный канал коммуникации человека с обществом. Через интернет хоккеист может посылать правильные для его репутации сигналы: болельщикам, родственникам и друзьям, журналистам, менеджерам своих и других клубов. В нехоккейной России при отборе кандидатов на ту или иную должность давно используют анализ страниц в социальных сетях. В Национальной хоккейной лиге, где хоккей является бизнесом, каждый хоккеист понимает: сумма его контракта зависит от того, сколько зарабатывает клуб, сколько зарабатывает лига. И его правильная страничка в Инстаграме – тоже часть этого бизнеса, с которого он что-то в итоге получает. Пожалуй, этого списка причин достаточно, чтобы убедить: у каждого молодого хоккеиста, который думает о своём будущем, должна быть своя страница в социальной сети ( в социальных сетях).
Вопрос 1. В какой социальной сети у хоккеиста должна быть своя страница?
Ответ прост и одновременно сложен: во всех! Потому что в каждой своя публика, со своими интересами, запросами и предпочтениями. Понимаю, что если молодой хоккеист будет кропотливо вести страницы в Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, Твиттере, Ютубе (что я еще забыл?), то времени на хоккей не останется. Поэтому нужно выбрать два – три канала: самые для него эффективные и самые в мире хоккея популярные. В моём понимании сегодня это Инстаграм и Фейсбук, где-то рядом ВКонтакте. Инстаграм интересен тем, что хоккей – зрелищный спорт, достаточно фотографии без слов. Инстаграм демонстрирует самый большой рост пользователей, поэтому здесь проще получить максимально большую аудиторию. Наконец, в Инстаграме всё просто – не нужно тратить много времени на подготовку текстов. Фейсбук всегда был думающей социальной сетью. Это отличная площадка для того, чтобы высказать свою точку зрения, вступить в дискуссию, показать компетентность. Фейсбук особо интересен для тех молодых хоккеистов, которые рассматривают развитие своей карьеры в иностранных командах. Поэтому если думаете о заграничном клубе – больше внимания Фейсбуку (иностранцы не читают ВКонтакте), при этом понимая, что писать тексты придется не только на русском языке, но и на английском. Если ваше хоккейное будущее только в России, то вполне подойдет ВКонтакте.
Вопрос 2. Социальная сеть – ваша визитная карточка.
Начнем с персональных данных. Идеальная схема следующая: не надо много информации, но то, что написано, должно быть правдой. Фамилия и имя - настоящие. Потому что «Прирожденный хоккеист» или «Звезда нашего городка» - это то, что вы придумали, а не то, что есть на самом деле, никакого отношения к вам не имеет. Дата рождения тоже должна быть реальная, потому что смешно видеть возраст «25 лет» напротив фотографии совсем молодого человека. Ваша взрослость – это не приписанный возраст, а содержание вашей страницы. Место рождения, место проживания – это важные пункты, которые используют журналисты, на которые смотрят агенты. Если рядом со своей фотографией, сделанной на окраине Москвы, вы написали Торонто, это может показаться круто, но на самом деле – смешно. Есть в социальных сетях разделы, касающиеся дополнительной информации о вас. Рекомендую указать главное о вашей хоккейной карьере: какой клуб представляете, на какой позиции играете, может быть, где начинали заниматься хоккеем, может быть, рост / вес / хват клюшки. Это – ваше резюме, в котором мелочей не бывает. Главное – не забывайте обновлять информацию, по крайней мере, рост и вес. Наконец фотография. Логично разместить хоккейную фотографию. Но только снимите шлем с маской: из-за них не видно вашего лица. Или вообще поставьте обычную фотографию (живую и весёлую, а не с паспорта), а связь с хоккеем проведите через обложку страницы.
Банальный, но важный совет. Пароль от страницы должен быть достаточно сложным, не настолько, чтобы вы его забыли. Время от времени его нужно обновлять, потому что в мире интернета достаточно прохиндеев, которые будут пытаться взломать вашу страницу с определенной для себя выгодой (собрать от вашего имени деньги, испортить вашу репутацию каким-то заявлением или фотографией). Время от времени нужно следить – не появился ли в социальной сети ваш клон – как будто бы вы, но на самом деле не вы (такое тоже бывает, делают это с теми же самыми целями, что написаны выше). К сожалению, такие страницы – клоны есть и у многих действующих хоккеистов. Тема безопасности в интернете, впрочем, заслуживает отдельного разговора, об этом поговорим когда-нибудь позже.
Вопрос 3. Базовые правила поведения в социальных сетях.
Первое правило – постоянство. Социальные сети не терпят пустоты и долгих пауз. Совсем не обязательно постить фотографии и заметки ежедневно. Но и раз в месяц – слишком редко. Оптимальная частота публикаций, на мой взгляд, – это 1-2 раза в неделю. Поэтому молодому хоккеисту важно заранее планировать публикации. Даже если очень хочется выложить все фотографии после удачного матча сразу, лучше отложить что-то на потом, когда событий для публикаций не будет. И, наоборот, даже если матч проигран, нужно находить в себе силы и выходить из тишины.
Второе правило – выбранная тематика. Основная тема публикаций должна быть связана с хоккеем. Свои игры, свои тренировки, хоккейные обзоры, матчи любимых команд. Эти публикации – понятны и логичны. Из той же серии – заметки и фотографии из других видов спорта, фотографии и биографий спортсменов. Всё это – по большому счёту, ваш образ жизни, и это главное. Полезными будут публикации (фотографии), рассказывающие о вашей жизни: родители, друзья, домашние животные, участие в жизни хоккейной команды, в жизни города, где вы живете. Каждый, увидев ваши заметки, должен сделать вывод: вы – сторонник здорового правильного образа жизни, позитивный и активный участник той жизни, которая происходит в вашем городе (сопровождающая фотография к этой новости – Инстаграм Коннора Макдэвида – это подтверждает). Даже не буду здесь писать про то, что фотографии из ночных клубов, сомнительные напитки в руках, неправильное поведение и развлечения, которые не ценятся в обществе – всему этому не место на ваших страничках в социальных сетях. Врать не буду – такие случаи имеют место в жизни спортсменов. Но я остаюсь идеалистом: этому нет места на страничке в социальной сети, этому нет места и в жизни.
Третье правило – ваша личная позиция. Всегда ценится ваша личная точка зрения, ваша личная фотография, ваша оценка происходящего, а не тупое (прошу прощения) копирование чужого материала. Лучше написать два предложения собственных мыслей, чем скопировать несколько страниц чужих мыслей. Иногда это допустимо, предположим, перепостить статью известного хоккейного аналитика, но обязательно сопроводив её вашим комментарием. При этом, копируя чье-то высказывание или чью-то новость, обязательно проверяйте – это, действительно, было сказано, это событие, действительно, имело место? Или всё придумано, всё фейк? Не распространяйте через свою страницу информационный мусор, его и так слишком много.
Четвертое правило – готовность к дискуссии. Публикуя что-либо на своей странице, будьте готовы к тому, что будут не только хвалить, но и критиковать. Некоторые будут критиковать по делу, а некоторые – от нечего делать. Кто-то будет задавать вопросы по делу, а кто-то – дурацкие вопросы, чтобы зацепить и уколоть. Отвечать на вопросы – нужно, это важно с точки уважения к тем, кому вы интересны. Но умейте останавливаться и не ведитесь на провокации. В этой истории остановиться – не значит проиграть. Тем более на вашей стороне главный аргумент: вы играете в хоккей, и делаете это лучше тех, кто пытается дискутировать в интернете. На самом деле остановиться в интернет–споре – это сложно. Не принимать близко к сердцу всё, что пишут в интернете про вас – тоже сложно. Но это важно уметь делать. Кстати, очень хороший инструмент в таких ситуациях – ирония и самоирония. Смейтесь над теми, кто пытается вас обидеть, смейтесь над собой.
Пятое правило – ваши друзья и ваши подписки. Как в старинной басне: «с разбором заводи знакомства и друзей». Иногда достаточно изучить страницы, на которые подписан человек и пролистать список его друзей, чтобы сделать вывод о том, кто он на самом деле. Поэтому не поленитесь, просмотрите еще раз списки подписок и друзей – удалите смело тех, с кем вам не по пути, что может повредить вашей репутации. И если кто-то вдруг постучится к вам в друзья, не ставьте сразу «одобрить», изучите его историю (конечно, это не касается ваших настоящих друзей и товарищей по команде).
Шестое правило – лаконичность и удобство чтения. Формат социальных сетей не предполагает огромных статей (для этого есть интернет-сайты, газеты и журналы). Здесь – коротко и по существу. Но при этом даже несколько предложений важно оформить так, чтобы глаз не дергался при прочтении: разделите текст на абзацы, разделите абзацы пробелами. Новое предложение с Большой буквы, в конце предложения – точка. Уберите длинные многоточия и смайлы после каждого предложения – сейчас это уже не модно. Банальное уважение к русскому языку – элементарное уважение к вашим читателям. Нецензурщина, сленг, непристойные выражения – им не место на ваших страничках.
Седьмое правило – запретные темы. В одной из предыдущих заметок («Журналист vs Хоккеист» от 7 марта 2020 года) я перечислил темы, которых лучше избегать в публичном пространстве. Напомню некоторые: религия, политика, отношения между мужчинами и женщинами, юмор. Будьте осторожнее с этим. Добавлю к этому личные переживания, которые не стоит выставлять напоказ, неудачи на льду и в раздевалке, споры с тренером и партнерами по команде. Эти вопросы лучше решать не на виду у подписчиков, которые при любых раскладах не знают, что там у вас на самом деле. Да и никто, кроме вас, эти проблемы не решит.
Восьмое правило – это именно ваша страница. Старайтесь быть непохожим на других. В хоккее, в первую очередь, но и в публикациях в социальных сетях тоже. Вся команда приехала на предсезонные сборы и постит фотографии с утренней пробежки? Найдите время, прогуляйтесь по городу и сфотографируйте место, которое понравилось. Найдите о нем что-то интересное в интернете и поделитесь с читателями. Товарищ отправился в ресторан и завалил свой Инстаграм фотографиями блюд, которые он собирается съесть. Не уподобляйтесь дурному примеру, сфотографируйте вид из окна ресторана, сфотографируйтесь с шеф-поваром. Ему будет приятно, и ваша страница заиграет новыми красками. Будьте не таким, как все.
Беглый анализ активности российских хоккеистов в социальных сетях показал удивительную картину: их там очень мало, а тематика и содержание далеки от идеального. Что ж, у вас есть шанс изменить эту странную картину. Но позволю себе последний совет: перед тем, как нажать кнопку «опубликовать», еще раз как следует подумайте – там всё правильно? Вам не будет стыдно за то, что через секунду появится в социальных сетях? Если не стыдно, смело публикуйте и получайте удовольствие вместе с вашими родными и близкими, друзьями и знакомыми, поклонниками, товарищами по команде, тренерами и менеджерами клубов.