Несколько слов о жизненной и спортивной пользе наставничества. Хочется, чтобы его было больше в современном хоккее.
Перед началом сезона 2020/2021 годов в спортивной школе олимпийского резерва имени Всеволода Михайловича Боброва подмосковного города Ступино (входит в систему хоккейного клуба «Капитан») прошел тренерский совет. Там решили подключать лучших игроков команд своих возрастных групп к тренировкам с более старшими возрастами. Условно говоря, парни 2005-го года рождения тренируются с 2004-м и даже с 2003 годами. Директор хоккейного клуба «Капитан» Борис Лотенков объясняет это так: «Для предотвращения перехода ребят в другие школы предлагаем более подготовленных хоккеистов тренировать вместе с воспитанниками на год старше. Тем самым давая им дополнительную практику – играть с более сильным соперником». Подобные решения принимаются и в других хоккейных школах и клубах: пятнадцатилетний Матвей Мичков прекрасно себя чувствует в команде «СКА-1946», выступающей в Молодежной хоккейной лиге. В сезоне 2020/2021 в связи с коронавирусными карантинами включение молодых во взрослые составы вообще стало нормой. Впрочем, в этой заметке речь в меньшей степени пойдёт о турнирных результатах таких решений. Обсудим другой аспект: тренировки и игры с одноклубниками старшего возраста – это своего рода хоккейное наставничество, которое одинаково полезно и младшим, и старшим хоккеистам.
Что такое наставничество?
В общем виде наставничеством можно считать передачу опыта, знаний, навыков более опытным человеком менее опытному. В Советском Союзе это была форма поддержки, воспитания и передачи профессиональных знаний молодёжи. Началось всё в 1930-е годы, распространилось в 1970-е. При этом наставничество считалось важной формой не только профессионального, но и нравственного воспитания. Глядя на историю отечественного и мирового хоккея, можно сказать, что наставничество есть и здесь. Может быть, не столь ярко и публично, как в различных отраслях народного хозяйства. Олимпийский чемпион Виктор Шалимов вспоминал: «Будучи звездой, Валерий Харламов всячески помогал молодым хоккеистам, поддерживал их». Канадский хоккейный обозреватель Деннис Гиббонс при составлении десятки выдающихся советских игроков, не игравших в Национальной хоккейной лиге, так описывал Анатолия Фирсова: «Он опекал молодых игроков сборной, не зря во время тренировок именно возле него собиралась молодежь, жадно внимавшая урокам мастера». Вот ещё мнение – его недавно высказал глава селекционного отдела казанского «Ак Барса» Марат Валиуллин: «Выступая с возрастными игроками, ты набираешься опыта, получаешь ценные советы на льду или банально учишься правильно вести себя в быту».
И спортсмены, и агенты, и эксперты разных лет говорят о важности связи поколений в хоккейных коллективах. Позволю предположить, что хоккейном случае под наставничеством можно понимать передачу опыта, знаний, навыков от более опытного хоккеиста менее опытному. Как через индивидуальное наставничество, когда опытный хоккейный дядька опекает и учит молодого, так и через погружение молодого хоккеиста во взрослый коллектив – на короткий или длительный срок, на только на тренировки или на игры тоже, когда молодые спортсмены учатся взрослой хоккейной жизни у целой команды (в такой форме погружения возможны разные случаи – и шайбы после тренировки отправить собирать, и смешные ситуации в раздевалках, но сегодня говорим исключительно о серьезном).
Несмотря на то, что институт хоккейного наставничества является доступным инструментом для клуба или школы, используется он не всегда. Тому есть веские причины – турнирные задачи, планы подготовки, календари игр и тренировок у каждой команды разные и не всегда возможно совмещение. Взгляды тренеров разных команд тоже могут различаться, что не позволяет двигать игроков по разным возрастным группам. Но, возможно, причина в другом – хоккейное наставничество пока ещё не является приоритетным направлением в вопросе хоккейного и вообще всестороннего воспитания хоккеиста. Многие со мной не согласятся: сколько мастер-классов проводят опытные хоккеисты для молодых спортсменов! Примеров много, вот два совсем свежих. В конце августа вратарь «Нью-Йорк Рейнджерс» Игорь Шестеркин провел мастер-класс для молодых вратарей школы «Крылья Советов» (на фото к заметке). Для молодых ребят это стало событием. «Сразу шептаться начали. В целом, я остался очень доволен тренировкой, ребята удивили. Посмотрел, как многие из них катаются в своем возрасте, я так не умел лет до 12. Надеюсь, их ждет большое будущее. Спрашивали, играл ли я против «Вашингтона», против «Тампы Бэй»; сколько игр сыграл, сколько побед; с кем общаюсь; языковой барьер помешал или нет; где тяжелее было освоиться», - вспоминал позже Игорь. В середине сентября уже Сергей Бобровский из «Флориды Пантерз» провел двухчасовой мастер-класс для воспитанников академии СКА, где несколько часов работал с хоккеистами возраста 13-17 лет в зале и на льду. «Все прошло круто. Пообщались с тренерами, обсудили нюансы. Парни тоже молодцы: огромная самоотдача, стараются, работают. Возможно, даже немного чересчур. Эмоции позитивные, все шикарно», - сказал он по итогам.
Действительно, круто! Но речь немного о другом. Наставничество – это постоянное взаимодействие опытного и молодого спортсменов, а не одна, пусть и интенсивная тренировка в формате мастер-класса. При таком наставничестве важно взаимодействие не только на тренировках и во время игр, но и за пределами площадки – в раздевалке, в автобусе по пути на матч, в обычной жизни. Персональная опека и поддержка, можно и так сказать. Что важно – пользу получают все задействованные в процессе наставничества участники:
Хоккейный наставник, передавая свои знания молодому спортсмену и опекая его, развивает собственные навыки общения и управления, что может пригодиться после завершения игровой карьеры. Такая своеобразная репетиция тренерской работы или руководителя собственного бизнеса. Кроме того, опекая молодого, старший товарищ повышает свой статус и авторитет в своей команде и в целом в клубе, завоевывает доверие коллег и репутацию профессионала. И, что важно, показывая молодому хоккеисту какие-то свои фирменные наработки или просто привычные упражнения, он сам своё мастерство. Потому что считается, что, объясняя и показывая что-то кому-то, сам выполняешь то или иное задание или упражнение лучше. «Уча других, мы учимся сами», - изрек однажды римский философ Луций Сенека. К спорту это высказывание тоже имеет отношение
Молодой хоккеист, погружаясь в атмосферу взрослой команды и получая опытного наставника, приобретает не только дополнительные хоккейные навыки, но и важный психологический опыт. Во-первых, всегда полезно чему-то научиться у опытного человека. «Я пообщался с самим Владиславом Третьяком, круто! И с Сергеем Зиновьевым рад был увидеться, он мне показал, как правильно надо играть на вбрасывании», - вспоминал молодой участник мастер-класса в рамках практической конференции «Национальная программа подготовки хоккеистов – «Красная Машина», прошедшей в 2018 году в Казани. Во-вторых, судьба любого юного хоккеиста такова, что приходится в жизни путешествовать по командам разных возрастов: переходить из спортивной школы в команду Молодежной хоккейной лиги, потом – Высшей или Континентальной. Это не только спортивный, но и психологический стресс, проще научиться его преодолевать в молодом возрасте, в своей спортивной школе, где так или иначе, все свои и всё своё. Наконец, в-третьих, это даёт спортивный результат и прокладывает мостик к хоккейному будущему. В 2000 году Владимир Крикунов пригласил в «Ак Барс» молодого Павла Дацюка и поставил его в тройку к опытнейшим ветеранам – Дмитрию Квартальнову и Сергею Золотову. Это сочетание стало лучшим в «Ак Барсе» в том сезоне (91 очко, 41 шайба на троих).
Хоккейный клуб внедренными наставническими процессами снижает текучесть кадров – как сказал упомянутый выше директор хоккейного клуба «Капитан» Игорь Лотенков, это помогает удержать молодых талантливых хоккеистов от ухода в другие клубы. Потому что тренироваться и играть за старший год всегда почетно, это весомый аргумент для молодых. А уже если старшие им выделяют место в раздевалке или дают прозвище – то у молодых крылья вырастают. Ну а те, кто опекают молодых, повышают свой профессионализм, что тоже имеет значение для клуба. Так повышается лояльность к своему клубу – и молодых, и опытных хоккеистов.
Тренеры команд, у которых в коллективах появляются наставники среди игроков, получают мощный поддерживающий ресурс: если человек является наставником, значит, он и к своему основному хоккейному делу будет относиться ответственнее. В команде есть капитан и два ассистента, наставники имеют не меньшее значение. Тренеры, чьи воспитанники ходят на дополнительные занятия к старшим, получают своеобразную тренировочную поддержку для своих подопечных. Немаловажный плюс к повышению хоккейного опыта и знаний. Главное – не переусердствовать.
Кстати, наставничество может быть не только со стороны более взрослого хоккеиста. Пришёл в команду новый игрок – ему важна человеческая помощь и поддержка. Есть в команде человек, у которого что-то не получается – ему могут помочь занятия с более опытными партнерами. Есть игрок, у которого что-то получается особо хорошо – он вполне может стать наставником и учить остальных – ведь это на пользу все команде. Вот подтверждающее обращение защитника «Барыса» Даррена Дица в адрес Кевина Даллмэна: «Ты помог мне адаптироваться в команде, взял под свое крыло, никогда не смогу отблагодарить тебя за то, что ты сделал для меня и команды. Но самое важное — ты невероятный хоккеист и каждый это знает, ты невероятный партнер. И сколько бы лет не прошло, если кто-нибудь спросит о тебе, я всегда расскажу какой ты потрясающий партнер по команде и друг. Ты дал мне много советов, но самый важный из них — просто наслаждаться, наслаждаться каждым днем, потому что время летит быстро, нам очень повезло жить такой жизнью и приобретать новые впечатления».
Если рано или поздно в хоккее решат внедрять в жизнь институт хоккейного наставничества, возникнет закономерный вопрос: «Каким должен быть хоккейный наставник?»
Во-первых, он должен другого хоккеиста добровольно.
Глупо поручать человеку кому-то помогать, опекать, учить, если он этого делать не хочет. Если воспринимать наставничество как дополнительную нагрузку, а не способ помочь команде и саморазвиваться, то ничего толкового не выйдет. Когда в ЦСКА в 2007 году пришел опытный 35-летний чешский вратарь Владимир Гудачек, он признался: «Да, «дядька-наставник» — это точно! Но это не главное, чтобы кто-то был первый, а кто-то второй вратарь. Должна быть команда, чтобы она хорошо играла».
Во-вторых, он должен обладать необходимыми знаниями и опытом.
Наличие опыта и профессионализм - основные условия, которые позволяют человеку стать наставником. «Да, у него за плечами просто горы опыта. Уже сейчас я ощущаю, что он мне может много подсказать полезного. Всё нормально у нас», - сказал 20-летний Иван Касутин про Владимира Гудачека, цитата которого приведена выше. А вот что говорил генеральный менеджер «Питтсбург Пингвинз» Рэй Шеро о роли в команде опытных людей: «Самый большой плюс в том, что Сергей Гончар дает нашим юным защитникам возможность развиваться в комфортных условиях и приобретать бесценный опыт, которого у него в избытке. Райан Уитни наблюдает за Гончаром и может стать классным универсальным защитником, подобно Сергею».
В-третьих, ему важно уметь передавать свои знания.
Уметь делать самому и уметь учить – это две разные вещи. Уметь учить и уметь научить – ещё две большие разницы. Может быть, во многом по этой причине не из каждого великого хоккеиста получается великий или даже хороший тренер. Поэтому наставниками в идеале должны становиться только люди, умеющие легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам. Вот что сказал по данному вопросу Яромир Ягр - про нынешнего главного тренера ЦСКА Игоре Никитине: «Он - парень, который умеет учить и учиться. От этого качества всё зависит. Если ты такому человеку дашь время, это сработает. Нет ничего невозможного. Ты просто работай, запасись временем и учись. Он никогда не считал себя умнейшим парнем в раздевалке. Но всегда учился. Если ты достаточно умён, смотришь на мир с широко открытыми глазами и у тебя маленькое эго - ты станешь хорошим специалистом. Большое эго будет только мешать, ты никого не хочешь слушать. Но умные люди не страдают от эгоизма. Они смотрят и учатся».
В-четвертых, иметь влияние.
Наставник в спорте, как и в жизни, должен уметь оказывать влияние на всех участников процесса наставничества – не только на партнеров по команде, но, если потребуется, даже на тренера. И, конечно же, не только на тренировке или во время игры. Для этого необходимо пользоваться авторитетом в коллективе и в тренерском штабе. Только тогда процесс наставничества будет эффективен. Вот, кстати, пример от обратного: человек не нужен команде из-за негативного влияния на партнеров. Новость от 10 июня 2020 года: «Стали известны подробности обмена первого номера драфта НХЛ-2010 нападающего Тэйлора Холла из «Эдмонтона» в «Нью-Джерси». Сделка по обмену форварда была связана не с игровыми качествами Холла, а с его личностными. Нападающий оказывал плохое влияние на молодых хоккеистов «Ойлерз» в раздевалке.
В-пятых, быть ответственным человеком.
Если человек становится наставником, он автоматически берет ответственность не только за себя, но и за своего подопечного. И во время игры, и за пределами площадки. И, конечно, ответственность за результат тоже никто не отменял. Это, пожалуй, один из ключевых элементов наставничества – ответственность за другого человека. Далеко не каждый к этому готов, но зато если понял, что готов – значит, как личность уже сформировался. Что очень важно с точки зрения всестороннего развития хоккеиста. Несколько лет назад только что назначенный тренером «Атланта» Максим Соколов рассказывал: «Привыкание ко многим вещам, особенно к тому, что ты несешь ответственность за другого человека, а не только за себя. Нет возможности самому совершенствоваться в интеллектуальном и физическом плане. Приходится все свое время посвящать подопечным и команде. Для этих целей ты и существуешь».
Естественно, наставником может быть не только более старший и более опытный спортсмен. Любой тренер – это тоже наставник. Но задача этой заметки не в том, чтобы рассказать, какими мудрыми наставниками бывают тренеры. Задача в другом – показать важность внедрения наставничества в современном хоккее, ведь хоккейная и жизненная польза от этого точно есть. Не зря в Континентальной хоккейной лиге есть специальный приз «За верность хоккею», который вручают лучшему играющему ветерану – наставнику. Для меня в этом призе важнее даже не то, что это играющий ветеран, а то, что он – хоккейный наставник. Пусть их в нашем хоккее станет больше!