О детском хоккейном тренере

О детском хоккейном тренере

В моем представлении детский хоккейный тренер – это намного больше, чем тот, кто дает ребенку или подростку набор хоккейных знаний. От него зависит, каким человеком станет молодой хоккеист. Отсюда вопросы: кто должен тренировать детей и что для этого нужно?

Очередная заметка основана не на хоккейной статистике. А на собственном, хоть и небольшом опыте отца молодых хоккеистов и примерах, которые держу в голове. А поводом для этого текста стал разговор полугодичной давности, вдруг всплывший из памяти. Сразу признаюсь: заметка сугубо субъективная, ни на что не претендующая - хоккейного экспертного опыта у меня мало. Может, в жизни всё иначе. Фамилии людей, которые прямо или косвенно помогли мне написать заметку, упоминать не буду, считаю это не совсем корректным – у сына впереди, надеюсь, долгая карьера, и ставить в пример кого-то, с кем он может пересечься в хоккейной жизни, тоже считаю неправильным. Но, как говорится, сюжет основан на реальных событиях.

Пример первый. Началось всё в декабре прошлого года, когда я разговорился с одним тренером молодых хоккеистов, сын которого – тоже хоккеист. Дословно не вспомню, конечно, но смысл сказанного был следующим. Пару десятилетий назад, с приходом в Россию рыночной экономики и всего, что с этим связано, детскому хоккею прилично досталось – в плохом значении слова. В разных хоккейных регионах это происходило в разное время и с разной глубиной удара, но результат был один: детский хоккей потерял много талантливых тренеров. Кому-то тренерского заработка не хватало на жизнь, кто-то не видел перспектив, кто-то нашел что-то более для себя интересное. И когда общество, власть и бизнес снова развернулись к хоккею лицом, возникла проблема тренерского дефицита на всех детско – юношеских уровнях. Проблему стали решать за счет хоккеистов, завершавших свою хоккейную карьеру, поигравших в разных лигах и добившихся разных результатов. При этом хоккеистами они могли быть первоклассными, но для того, чтобы стать детским тренером, опыта и знаний не хватало. И они учили (и продолжают учить) взрослому хоккею. Тому, чему их самих обучали во взрослом хоккее, позабыв уже, как там было в детстве. В итоге терялся огромный пласт хоккейного опыта, прыжок через одну – две ступеньки, губительный для последовательной детской хоккейной карьеры.

Пример второй. Так как мои дети прошли через разных хоккейных тренеров разных хоккейных школ разных городов, я невольно стал примерять сказанное с собственным жизненным опытом. Причем, я не только про тренеров, которые на льду, я также про тренеров по физической подготовке, массажистов, тренеров из других видов спорта, которые позволяют расти в хоккее. Оказалось, что все хоккейные ступеньки мои дети прошли под руководством людей, чьи имена не вызывали когда-то восторженного рёва трибун. Но при этом у них есть базовое основное и дополнительное образование, позволяющее им на высоком уровне играть в хоккей и на таком же высоком уровне тренировать. А фамилии их воспитанников сейчас вызывают трепет и у хоккейных родителей, и у молодых спортсменов. И что еще важно – детский тренер ведь не только учит играть в хоккей, он учит жизни. И я даже не знаю, что стоит на первом месте. Это может быть и тренер спортивной школы, и тренер так называемых «подкаток» (родители хоккеистов понимают, про кого я). Что ж, лучшие детские тренеры – не обязательно замечательные хоккеисты? Мне такая гипотеза совсем не нравится.

Пример третий. К счастью, в нашей небольшой пока хоккейной практике есть примеры, когда действующие хоккеисты самого высокого уровня и статуса оказываются замечательными детскими тренерами. При этом они всё ещё играют, и играть будут, надеюсь, долго. Но при этом их хоть сейчас можно ставить на детский тренерский мостик. У них есть одно важное качество, о котором хочется рассказать отдельно. Они смотрят на игровые ситуации не глазами тренера, а глазами игрока, причем партнера по команде, даже если разница в возрасте – пара десятков лет. Вратаря, который дает ценный совет пацану – защитнику, который оберегает его ворота.  Защитника, который подсказывает своему партнеру те или иные верные действия. Нападающего, который рассказывает, как его можно остановить на поле и наоборот, знает, как сделать так, чтобы его не остановили. И еще одно крайне важное – они передают взрослое хоккейное мышление детям, которые ещё морально или физически до него не доросли. Такие скачки через ступеньку, наверное, очень важны в хоккейной карьере.

Пытаться подвести итоги этим трем примерам невозможно. Тренировать детей должен детский тренер, разбирающийся в детской психологии? Да! Тренировать детей может человек, проживший большую и длинную жизнь игрока? Тоже да! Тут нет четких правил, алгоритмов и прогнозов. Жизнь – вообще штука сложная, хоккейная жизнь порой гораздо сложнее. Для себя я сделал лишь несколько выводов, которыми и поделюсь.

Вывод 1. Своему сыну я давно посоветовал завести специальную тетрадку, в которую записывать всё полезное, что он видит на тренировках и играх. Ведёт ли мой сын такую тетрадь, не знаю. Но зато знаю парня, который понимает, что вряд ли будет хоккейной звездой, но зато решил, что его путь – стать хоккейным тренером. И уже сейчас последовательно идет к своей цели – внимательно конспектируя всё то, что считает полезным для своего будущего. Заслуживающий уважения путь, хоть я и считаю, что хоккеист из него тоже может получиться. Кто знает, куда и в каком возрасте выведет хоккейная карьера? Ведь если хочешь всю жизнь пробыть в хоккее, профессия детского тренера – замечательная (я не беру вопрос нынешней заработной платы, переездов по стране, нервов и стрессов, так как вижу это только со стороны). Я больше про сам смысл профессии детского хоккейного тренера – очень важной профессии как в части спорта, так и в части становления мужского характера и мужских жизненных принципов.

Вывод 2. Когда на самом высоком уровне в очередной раз говорят о том, сколько хоккейных катков построено в современной России, я думаю, что это – важное, но не самое главное условие сохранения за нашим хоккеем лидирующих мировых позиций. Внимание – детским хоккейным тренерам. Банальные слова, похожие на лозунги. Но достойное их образование, возможность качественно повышать квалификацию, обмен опытом, нормальные условия для работы, качественный инвентарь, большая зарплата и хорошие бытовые условия – всё это должно быть. Не важно, Москва, Ярославль, Кострома или Архангельск. И дело ведь не только в том, сколько такие тренеры, обеспеченные всем необходимым, дадут миру хоккеистов. Дело в том, что ребенок, прошедший школу правильного детского тренера, навсегда останется хорошим человеком. В этом я искренне, хоть и субъективно, убежден!

Вывод 3. Понятное дело, тренировочный процесс хоккейных команд – от детско-юношеских до взрослых – строго регламентирован. А уж если в разгаре регулярный чемпионат или плей-офф, тем более. Но не дает мне покоя мысль про хоккейное наставничество. Тем более, во всех хоккейных городах России вертикаль существует: детско-юношеская школа – ЮХЛ - молодежка – ВХЛ – КХЛ (с вариантами). Если бы в тренировочный процесс молодых команд были включены регулярные тренировки с хоккеистами более взрослых команд, убежден, это пошло бы на пользу. Или, как бредовая идея, закреплять за каждым взрослым хоккеистом молодого перспективного или, наоборот, балбеса. Ну как на советских заводах, когда передовики производства брали персональное шефство за выпускниками ПТУ. Молодые мотали бы на ус, глядя на взрослых. Взрослые, передавая опыт молодым, становились бы мудрее и ещё опытнее – об этом говорят умные книги по менеджменту. В жизни моих детей есть такие примеры, поэтому здесь я знаю, о чем пишу.

Вывод 4. Всё больше убеждаюсь в том, что хоккеист должен быть всесторонне развитым человеком. И если он, играя в молодежной или взрослой команде, будет параллельно получать знания из самых разных сфер жизни, это точно пойдет ему на пользу – не сразу сейчас, так после завершения игровой карьеры. И в списке знаний, которые ему можно передавать в форме лекций и практических занятий в разгар его игровой практики, рано или поздно должен появиться пункт «Варианты развития хоккейной карьеры» с обязательным подпунктом «Детский хоккейный тренер». Чем раньше эта тема будет появляться в мозгах молодых спортсменов, тем больше пользы будет и для них, и для всего российского хоккея.

Извините, на этот раз получилось очень субъективно.

На фото к заметке: когда свой опыт детям передают действующие звезды, из этого рано или поздно выйдет большой хоккейный и жизненный толк.

Добавить комментарий