Старший тренер по младшим группам подготовки ЦПЮФ ФК "Шинник" Олег Александрович Соколов во второй части своего интервью рассказал на какие качества тренеры обращают внимание, а также поделился своим мнением - до какого момента ребятам не стоит уезжать в ведущие футбольные школы России.
- Какие видите плюсы в том, что с каждой группой работают по два тренера?
- Считаю, что два тренера - обязательное условие для проведения качественного учебно-тренировочного процесса. Неслучайно в ведущих российских и зарубежных Академиях в тренировках задействованы два или даже три специалиста. Я этого добивался, потому что как тяжело работать одному тренеру испытал на своей шкуре. Один тренер не может охватить полностью всех ребят, занимающихся на одном занятии. Если он сможет подсказать и уделить должное внимание 1-2 футболистам, то оставшиеся 18 человек будут заниматься ерундой. А вот когда в тренировке задействованы два тренера, тем более правильно располагающиеся на футбольном поле, то под контролем находятся все ребята. В таком случае один тренер может подойти к начинающему футболисту и что-то подсказать, а в это время другая группа ребят под руководством другого специалиста может продолжать заниматься допустим групповым взаимодействиям.
- Нужны ли какие-то особые качества тренеру, который тренирует совсем маленьких детей? Не секрет, что им приходится завязывать шнурки, вытирать сопли, слезы..
- Конечно, нужны. Детский тренер должен быть хорошим психологом и педагогом. Частенько можно увидеть картину, когда дети, которым по 5-8 лет подходят к тренеру и просят чтобы им завязали шнурочки или помогли в чем-то еще. Конечно нужно входить в положение детей. Мы сами тоже были когда-то детьми и многое не умели. Например, в детском садике подходили к воспитателю и он всегда шел нам навстречу. Важно отметить, что в этом возрасте не надо ставить никаких глобальных задач. Цель - привить любовь к футболу чтобы ребенок шел на тренировку с большой охотой и испытывал симпатии к тренеру, месту для занятий. Футбол - коллективная игра, поэтому важно, чтобы ребенка окружали хорошие ребята. Если у тебя не воспитаны чувства дружбы, взаимовыручки, сплоченности, то тяжело стать не только хорошим футболистом, но и хорошим человеком. Все эти качества необходимо привить тренеру, чтобы друг другу помогали, не обижали, чтобы у детишек не было друг к другу провокационных действий.
- Можно ли уже в раннем возрасте определить - есть ли у ребенка перспективы попасть в профессиональную команду? На какие качества обращаете внимание?
- На протяжении многих лет вырастил ни одно поколение и могу сказать, что только всевышнему известно, что тот или иной мальчишка в возрасте семи лет позднее станет профессиональным футболистом. Ни один специалист не сможет со стопроцентной уверенностью определить - будет ли этот ребенок играть в команде мастеров.
В первую очередь обращаем внимание на быстроту, быстроту мышления, начального движения, начального шага, реакцию. Физиологически бывает, что в раннем возрасте скорости у ребенка нет, но с возрастом появляется мышечная масса и ребенок начинает бежать значительно быстрее. Кроме всего все тренеры обращают внимание на игровое мышление. Если у ребенка есть пристрастия к командной игре, то это большой плюс. Так же тренерский состав смотрит на работоспособность. В маленьком возрасте это - игровая активность и спортивная агрессивность.
- Что подразумеваете под игровой активностью и спортивной агрессивностью?
- Игровая активность подразумевает, что ты всегда должен участвовать в игре - как с мячом, так и без него.То есть ты всегда должен открываться, опекать соперника без мяча, что в детском возрасте никто не любит. Но если у ребенка уже в столь юном возрасте проявляются подобные тенденции, значит, с работоспособностью у него все хорошо.
В моем понимании спортивная агрессивность - это, не значит, ударить по ногам. В первую очередь - это умение отобрать у соперника мяч, выиграть единоборство, сыграть в подкате или вверху головой. А вообще чтобы стать хорошим футболистом нужно иметь четыре качества.
- Какие?
- Первое качество - физическое развитие, куда входят быстрота, скорость, антропометрические данные, координированность, ловкость, гибкость и сила. Второе - игровое мышление. В голову тяжело всем залезть, поэтому здесь многое зависит от природного дара, с которым человек рождается и в процессе развивается до определенной планки. Третье качество - работоспособность. У каждого человека есть ген лени. Если его очень много, то придется ребенка "подпинывать". Если ты перестанешь это делать, то человек перестанет выполнять упражнения по причине того, что у него есть ген лени. Четвертое качество - психология. Если мальчик с низкой самооценкой, сомневается в себе, по спортивному не злой, то, конечно, футболистом никак не стать.
- Вспомните самые высокие результаты при сдаче нормативов среди воспитанников "Шинника" начальных групп подготовки - в жонглировании, беге, прыжках в длину и так далее?
- Своими результатами ребята иногда приятно удивляют. Скажем, Жуков - воспитанник 2007 года рождения в семь лет прыгнул на 1 метр 86 сантиметров! К сожалению этот мальчик не обладал игровым мышлением и уже давно не занимается футболом. Одно дело - бежать быстро по прямой и другое - с изменением направления движения с разными ритмами скоростей. Также в 2007 году рождения у тренера Виктора Мягкова был воспитанник, который занимает первое место в беге на 30 метров среди девятилетних ребят. Прокопов пробежал эту дистанцию за 4, 86 секунды. В этом возрасте быстрее еще никто не бегал.
К сожалению в жонглировании "звезд" нет. Сейчас мало кто выходит во двор и жонглирует. Наше поколение раньше выходило во двор и, глядя на старших товарищей, тоже жонглировали мячом. Сейчас этим никто не занимается и с жонглированием стало совсем плохо. Выдающихся результатом не могу припомнить.
- А если взять поколение 90-х?
- Неплохой результат в возрасте 9 лет показал наш воспитанник 1993 года рождения Александр Липеманов, который жонглировал мячом сто с лишним раз, причем делал это всеми частями тела: внешней и внутренней стороной стопы, бедром, головой.
- Наверное, очень сложно удержать ребенка, который уже в раннем возрасте попадает на карандаш селекционерам ведущих клубов России. Существует ли проблема оттока наших воспитанников в ведущие школы России и на ваш взгляд до какого возраста ребятам нужно обязательно оставаться в Ярославле?
- Конечно чтобы дальше продолжать расти в мастерстве и доминировать необходимо заниматься с сильными ребятами в сильной команде и чтобы была сильная конкуренция. В таком случае будет какой-то прогресс. Если такой конкуренции нет в Ярославле, то нужно ехать в более сильные клубы. Так работают в Италии, Испании, Германии - здесь ничего для тренера не должно быть криминального.
Что касается возраста, то пока у ребенка не выработается стабильная психология нужно оставаться дома. Можно привеcти много примеров из поколения ребят родившихся в 90-х годах, когда наши воспитанники уезжали в Москву, но так нигде и не заиграли.
Единственный, кто где-то проиграл - это Леонид Родионов, выступавший за "дубль" ЦСКА, а затем несколько сезонов в "Шиннике".
- А как вам перспективы воспитанника "Шинника" 2006 года рождения Егора Ананьева, уехавшего в московский "Спартак"?
- Пока он отлично использует свои антропометрические данные. Как Егор будет выглядеть в 18 лет, когда все ребята его догонят по физическому развитию - большой вопрос. Не могу сказать - будет ли он выделяться на фоне сверстников. По крайней мере, скоростными качествами и координационными способностями он не обладает.
- Сейчас очень редко встретишь картину, когда один тренер ведет команду от набора до выпуска. С чем это связано? Как вы смотрите на такую ситуацию?
- Двояко. Во-первых, если детей передавать, то на младших возрастах должна быть какая-та система подготовки, что сейчас пытается внедрить директор ЦПЮФ ФК "Шинник" Галимджан Михайлович Хайрулин. В таком случае это будет оправдано. Но! Необходима приличная зарплата для тренера, чтобы тренерский состав стоял в очередь устраиваться на работу. Например, если кто-то из тренеров "накосячил", то от его услуг отказываются, а на его место берут другого. Сейчас в городе квалифицированных специалистов вообще нет! Мы берем молодых парней и сами обучаем - как подходить к тренировочному процессу, как необходимо тренировать, как планировать подготовительный и соревновательный этапы. Повторюсь, что нужна соответствующая зарплата. Но самое главное - тренер не должен набрать детей и тренировать их спустя рукава. Мол, наплевать, через 4 года я этих ребят отдам, а там пусть другой тренер расхлебывает. В итоге к выходу у нас не будет ни одного хорошего футболиста.
Считаю, что человек работает либо за деньги, либо за какие-то идеалы. Если ты набираешь год под себя, то ты просмотришь все школы, садики, команды. Другими словами - проведешь очень приличную селекционную работу, зная, что ты будешь вести этот возраст десять лет. В таком случае качество будет превосходить количество детей, которое мы сейчас набираем.
Андрей Тараканов