Старший тренер по младшим возрастным группам ЦПЮФ ФК "Шинник" Олег Соколов в первой части интервью рассказал о нехватке мест для занятий и конкуренции с хоккейными школами.
- В ЦПЮФ ФК "Шинник" Ярославль вы работаете уже на протяжении 20 лет, поэтому вас можно назвать старожилом тренерского цеха. Расскажите, какие функции нас возложены в настоящее время?
- Сейчас я работаю тренером 2011 года рождения, а также являюсь старшим тренером по младшим возрастным группам, где проводится отбор, начиная от начальной группы подготовки первого года обучения до начальной группы подготовки третьего года обучения. В тоже время под моим контролем проходит набор детей в спортивно-оздоровительные группы, к которым относятся самые юные наши воспитанники - мальчишки 2013 и 2014 годов рождения. В мои прямые обязанности входит - проведение нормативов среди начальных групп подготовки, отслеживание роста технического оснащения и функциональных способностей, правильность соблюдения проведения учебно-тренировочного процесса в течение года в соответствии от блоков и тех нормативов, которые предписаны в ЦПЮФ ФК "Шинник" для обучения.
- Какие проблемы существуют в группах начальной подготовки и как их решать?
- Основная проблема - нехватка мест для занятий. Хочется чтобы ребята двух разных возрастных групп, в каждой из которых не меньше двадцати человек, не пересекались в зале в одно время. В первую очередь это сказывается на концентрации внимания у самих детей, а тренеру становится еще тяжелее донести до юных футболистов свои требования и упражнения. Считаю, что на половинке зала должно быть не более 12 человек.
Второй важный момент: как только младшие возраста переходят на игру в формате 6+1, для учебно-тренировочного процесса им нужны не маленькие площадки, а хотя бы четвертинка большого поля. В свою очередь большое поле отдано для ребят более старших возрастов, что, в принципе, правильно - детям этих возрастов также не хватает мест для занятий.
Таким образом, дети начальных групп подготовки тренируются на маленьких площадках размером 20х40. Если для обучения технических приемов площадки таких размеров еще достаточно, то для того чтобы поставить игру и показывать достойные результаты на статусных соревнованиях в Москве и других городах такой площадки явно не хватает. Она не располагает для того, чтобы научить детей правильно выполнять технико-тактические действия и правильно располагаться на футбольном поле.
- Раньше в детскую школу "Шинника" детей набирали с первого класса, а теперь аж с пяти лет. С чем это связано?
- Во-первых, у нас стала большая конкуренция с хоккеем. Если раньше была только одна школа "Торпедо", детей набирали с 7 лет, то сейчас там стало три школы, в каждую из которых в младших возрастах набирают по 120 человек. В результате в одном взятом возрасте в хоккей попадают 360 ребят. Так что конкуренцию со стороны хоккейных школ Ярославля мы ощущаем в полной мере. Но есть и еще одна причина, из-за которой вынуждены проводить набор уже в столь ранеем возрасте.
- Какая?
- В детских садах очень мало внимания уделяется развитию таких качеств, как ловкость, координация, гибкость. Поэтому детей, которые приходят в возрасте 7 лет, нужно пару лет приводить в порядок и заниматься не футболом, а гибкостью, координацией и так далее.
- Между тем, можно привести много примеров, когда в советское время ребята приходили в футбол далеко не в детском возрасте и добивались больших успехов. Самые яркие примеры - Алексей Казалов, Дмитрий Попов...
- Если мы возьмем двух этих замечательных спортсменов, то они не просто так стали хорошими футболистами, а получали достаточную функциональную подготовку: первый занимался хоккеем, второй - лыжами. Раньше вообще много времени проводили во дворах, на спортивных площадках играли в игровые виды спорта. Сейчас же дети в согнутом состоянии в основном сидят за компьютерами, телефонами, в следствии чего не получают то, что мы получали раньше. Одна из причин - отсутствие площадок во дворах, где в основном припаркованы машины. Если во дворах есть школьные площадки, то они либо в очень ужасном состоянии, либо постоянно заняты.
- Довелось пообщаться с детскими тренерами по хоккею и у них сложилось твердое мнение, что если у ребят ничего не получится в хоккее, то в футбол записаться они всегда успеют - мол, будет не поздно. Что ответите в ответ?
- Это - чушь! Сейчас к нам приходят отчисленные ребята их хоккейных школ и в подавляющем большинстве не подходят - ни в координационном плане, ни в ловкости, не говоря уже о технике и работе с мячом. Специфика подготовки юных хоккеистов стала отличаться. Если раньше в хоккейной школе играли в футбол, гандбол, баскетбол и другие подвижные игры, то сейчас детские хоккейные тренеры уже с ранних лет ставят детей на лед, делая акцент на катание. Лед - совершенно другая подготовка. Если в футболе мальчик бегает по земле и меняет направление движения с пятки на носок, с внешней стороны стопы на внутреннюю, задействуя весь голеностопный сустав, то в хоккее совсем другая картина. Когда ребенок встает на коньки, он управляет целой стопой, после чего у него уже нет такой гибкости голеностопа, которая присуща детям, занимающимся футболом. В итоге когда дети в возрасте 9-10 лет из хоккея приходят в футбол, то у них голеностоп закрепощен и даже не сгибается. А чтобы привести такого ребенка в порядок требуется очень много времени - с ним нужно мучиться несколько лет. Внимательно слежу за всеми хоккеистами, которые к нам приходят и могу сказать, что в ЦПЮФ ФК "Шинник" смогли закрепиться всего несколько человек: два игрока в группе 2007 года рождения и один - 2009 года рождения.
- С ребятами младших возрастов работают, как правило, молодые, начинающие тренеры. Есть ли в этом определенный риск?
- Прежде всего, стоит заострить внимание на том, что сейчас в ЦПЮФ ФК "Шинник" идет смена поколений. Той плеяде тренеров, которая много лет работала вместе со мной, тогда еще самым молодым - им уже за шестьдесят или близко к этому возрасту. Конечно, сейчас нашей школе не хватает так называемого среднего звена, поэтому смена тренерского состава проходит болезненно - и не только в ЦПЮФ "Шинник", но и в командах мастеров. Но! Без молодежи дальше мы не сможем двигаться вперед. Здесь, правда, возникает ряд проблем. Скажем раньше поколение Мартьянова, Рыбина, Чуркина по завершении карьеры не задумываясь пошло работать детским тренером. Теперь футболисты, поигравшие в том же "Шиннике", никогда не пойдут работать на такую маленькую зарплату. Многим это не надо, потому что работа детского тренера - это большой колоссальный труд, как физический, так и психологический. Соответственно многие тренеры не будут отдаваться работе в должной мере.
Что касается нашего последнего пополнения, то в основном речь идет о ребятах, которые закончили нашу школу, сейчас активно обучаются, проходят курсы и проявляют большой интерес к работе. Возможно у некоторых ребят есть разочарование, что не получилось заиграть в профессиональном футболе, зато они хотят показать себя в тренерской работе. Могу сказать, что работа всех молодых тренеров мне нравится, а самое главное - импонирует их подход к работе. Мы находимся с ними в постоянном диалоге, они не стесняются спросить - как поступить в той или иной ситуации. Возможно им пока не хватает педагогических навыков, но все это придет со временем. Cам начал тренировать также рано - в 22 года и, оглядываясь назад, понимаю, что допускал много ошибок. Тогда еще не было никаких программ, конспектов. Сам составлял тренировочный микроцикл, придумывал упражнения. Убежден, что ребята со временем приобретут педагогические навыки и станут хорошими тренерами.
Продолжение следует
Андрей Тараканов