Власов: Мы ничего не придумываем…

Власов: Мы ничего не придумываем…Центр подготовки юных футболистов (ЦПФЮ) ФК "Шинник" Ярославль принял новое пополнение – ребят 2007 года рождения, которые будут заниматься в группах начальной подготовки. Накануне этого мы встретились с директором  ЦПФЮ Владимиром Алексеевичем Власовым и поговорили о сегодняшнем дне Центра.

- На какую оценку, пользуясь школьной терминологией, Центр готов к приёму новых "учеников"?

- Естественно, мы полностью готовы…

- То есть на "пять"?

- Да, хотя, что считать "пятёркой", как оценивать…

- Но у вас же есть какие-то внутренние критерии, исходя из которых, вы можете оценивать свою работу.

- Ну тренеры назначены, расписание подготовлено… Наша задача не только проводить тренировочный процесс, но и проводить отбор. На первых двух года обучения наша задача как можно больше мальчишек, живущих в нашем городе, посмотреть на предмет их профпригодности к футболу. Отсюда следует, что состав групп не столько постоянный, сколько переменный. Себе сверхзадачу ставим: просмотреть каждого на профпригодность. Как это получится – посмотрим. Посмотрим журналы тренеров: кто сколько просмотрел, кто сколько отобрал…

- По каким критериям идёт отбор? У тренера есть методики или он основывается на своём опыте, а может, просто визуально?

- Не только визуально… Есть критерии разные. Как мальчишка занимается: с желанием или нет. Есть тестирование физических данных. На начальном этапе нас интересуют две позиции: исходные данные, которыми обладает ребенок (в плане физических качеств) и  его обучаемость.  

- Эти методики узкопрофессиональные или применимы для других видов спорта?

- Естественно, есть теория и методика физвоспитания, эта та наука, которая родилась у нас в Советском Союзе и по которой сейчас, между прочим, работает весь спортивный мир, и она подходит для всех видов спорта, естественно, со своими специфическими особенностями. У каждого нашего тренера и у меня, в том числе лежит книга Сан Саныча Кузнецова – великого нашего тренера. Взгляды этого человека на подготовку мы разделяем и, основываясь на них, строим свою работу. Там прописан многолетний процесс подготовки футболиста. В течение десяти лет на каждом двухлетнем этапе подготовки ставятся свои цели и задачи. Отсюда – свои средства и методы. Отсюда мы и сделали специализацию по возрасту, чтобы тренер не просто механически проводил занятия, а искал средства как эти задачи решить.

- Такой подход к подготовки ваше ноу-хау? Есть ли ещё Центры, где работаю исключительно по книге Кузнецова? Насколько известно в других Центрах и Академиях разрабатывают свои комплексные программы, даже на самом начальном этапе. А отбор вообще начинается с детского сада…

- Ну и что? Я, например, не согласен… Повторюсь: мы ничего не придумываем, мы соотносим свою работу с теми фундаментальными знаниями, что нам говорит возрастная физиология и возрастная психология… Честно говоря я не хотел бы обсуждать своих коллег, я не хочу их не ценить, ни оценивать. Вы спрашивайте про наш Центр, а не про моё отношение к Академии "Зенита"…

- То есть у вас свой путь?

- Да, мы основываемся на фундаментальных знаниях… И спорить у кого лучше, у кого хуже… Были бы на каком-нибудь семинаре – другое дело. Любое знание человек преломляет через своё видение… У них своё видение. Я знаю, что у них работают голландские специалисты, с некоторыми из них я дружен… У них такое видение, с ними я отчасти не согласен.

- А с тем, что многие школы начинают отбор не с первых классов, а раньше – с детского сада – вы тоже не согласны?

- Когда мы смотрели наиболее эффективную работу спортивных школ прошлого века, то получалось, что люди, показывающие выдающиеся спортивные результаты, приходили в спортшколы в 13-14 лет. В футболе это Баль, Бесонов и так далее. Я был на международном семинаре академий, на котором присутствовали представители "Порту", "Спортинга", они сказали, что Фигу и Роналдо пришли заниматься футболом один в 12, другой в 13 лет…

- Хорошо. Давайте от человеческого фактора перейдем к экономическому.  Когда Центр был в одной экономической "связке" с основной командой это сказывалось, скажем так, на его материально-техническом оснащении: доходило до того, что родителям приходилась для детей, занимающихся у вас, покупать мячи, форму и прочее… Сейчас, когда Центр получил самостоятельность ситуация изменилась?

- Частично изменилась, конечно. Я считаю – в лучшую сторону. Но, например, мест для занятий маленьких – не хватает. Маленькие дети могут появляеться на тренировку только с родителями – то есть вечером. И обеспечить всех местом для тренировок в этот, скажем так, "прайм" сложно.

- У вас четыре группы начальной подготовки – в Заволжском, Дзержинском, Фрунзенском районах и собственно в Центре. С Центром, вроде как понятно – на территории "Шинника" есть поля. А где занимаются ребята из других районов? Как обстоят у них дела с тренировочными площадками?

- Плохо. Здесь у нас есть проблема…

Власов: Мы ничего не придумываем…- А в чем она заключается?

- Проблема в отсутствии мест для занятий. Если летом таких проблем практически нет, то с наступлением плохой погоды войти в хороший зал под крышу достаточно тяжело. И залов мало… и денег у нас в бюджете на это не предусмотрено.

- У сколько групп занимается у вас в Центре?

- 23 группы.

- Скажите, как удается при занятии 60-90 минут на группу разместить всех на стадионе "Шинник"? Других-то площадок, как я понимаю вас, нет.

- У нас есть расписания на все группы… А для чего мы создаем спецклассы? Чтобы поля были задействованы с 8 утра до 19:30 вечера. Не скажу, что нам хватает, но расписание и нагрузку мы выдерживаем.

- Это к тому всё вопросы, что немало количество времени поля на стадионе "Шинник" сдаются в аренду. Это вам не мешает?

- Это нам мешает. Арендаторы нам мешают. Но со мной говорить на тему аренды некорректно, потому что спортивные сооружения находятся в управлении футбольного клуба. Футбольный клуб, как учредитель нашего Центра подготовки, нам безвозмездно представляет.

- Хорошо. Но мы немного отвлеклись от того с чего начали. Те сборы с родителей на приобретение инвентаря, формы прекращены?

- Инвентаря – однозначно… И вообще откуда у вас такая информация? Никаких сборов Центр не делает! Я официально к родителям – купить там что-то – не обращался. Это касается и поездок на соревнования.

К сожалению, мы порой увлекаемся участием в каких-то турнирах. И даже, может быть, подменяя ими тренировочный процесс. И частенько инициаторами участия в этих турнирах могут выступать родители…

- Которые сами за свой счет везут на них своих детей?

- Да.

- Но вы же могли бы это пресечь, если это влияет на тренировочный процесс…

- Пытаемся найти компромисс.

- Но наверняка есть же у вас утвержденный календарный план…

- Да, нас есть официальный календарный план соревнований, в которых мы обязаны участвовать. Всё остальное – инициатива родителей и иногда , не надо скрывать, и тренеров. 

- Странно это всё…

- Почему?

- Ну например, мне трудно представить, что в школе "Локомотива", например, родители собрались и пришли к директору договориться отпустить их детей на какой-нибудь турнир… Не знаю просто с кем ещё сравнить…

- Да зачем сравнивать?! Вы спрашиваете как у нас, я отвечаю.

- Хорошо. Насколько велико влияние родителей на тренировочный процесс? Говорят, что целые группы по их желанию могут покинуть Центр, как это было когда ребята 2004 года рождения перешли в "Авангард"…

- Не хочу вдаваться в подробности, но это инициатива не родителей…

- Понятно. Тогда логичнее перейти непосредственно к вашим подчиненным – тренерам. Насколько вы довольны комплектованием и квалификацией кадров?

- Я бы не хотел давать публично оценку тренерской квалификации.

- Хорошо, поставим вопрос иначе: что Центр делает для повышения квалификации тренерского состава?

-  У нас обучение идет постоянно – на курсах РФС, у нас в Ярославле есть межрегиональный центр, и мы, согласно регламента Чемпионата страны, раз в три года обязаны проходить переподготовку. У нас практически все тренеры имеют категорию С, это международный стандарт, который разрешает нам работать с юношами. Кроме того на тренерском совете мы разбираем проведение матчей, тренировочных занятий, разбираем методику обучения…  У нас, например, есть соглашение с демидовским университетом на разработку инновационных технологий в плане подготовки. Со специалистами мы проводим тестирование всех спецклассов…

- Я вообще-то про тренеров…

- И тренеры проходят тестирование, проходят обучение. Тренер проходит обучение: разве он не должен знать, что происходит с детьми, с их психикой, какая идёт нагрузка на организм?

- Это понятно и правильно, но я имею в виду, назовём это, теоритическое обучение…

- И Александр Михайлович Побегалов приходит, читает теорию…

- По-моему, один или два раза было…

- Почему один? Он к выпускникам приходил…

- Так как часто?

- (после значительной паузы) Ну я не помню, сколько мы с ним в прошлом году сидели, занимались… ну раза три-то точно.

Еще тренеры проводят уроки, тренировки, а мы потом их разбираем… У нас вот такие существуют методы тренерского обучения.

 

Александр Набоков

Фото из архива редакции

Добавить комментарий