О том, что в Ярославле появится школа имени Ивана Ткаченко, стало известно через полгода после трагедии в аэропорту Туношна, когда погибла любимая ярославцами хоккейная команда "Локомотив". Однако идея создания этой школы появилась гораздо раньше - когда Иван Ткаченко был еще жив. К нам в редакцию на традиционную рубрику "За чашкой чая" пришел отец Ивана Леонид Владимирович Ткаченко, чтобы рассказать о будущем школы и российском хоккее в целом.
Для вас денег нет
- Леонид Владимирович, не секрет, что многие считают: хоккейную школу имени Ивана Ткаченко вы решили построить, чтобы увековечить память сына…
- В принципе их можно понять - достоянием широкой общественности эта идея стала приблизительно через полгода после трагедии. Но замыслы построить именно в Брагине современный центр подготовки хоккеистов - начиная с детсадовского возраста и заканчивая полным профессиональным становлением игрока - появились еще в феврале 2010 года. Именно тогда мы с моими сыновьями Иваном и Сергеем задумались о том, что в Брагине живут больше двухсот тысяч человек, район - один из самых густонаселенных в городе, а возможности у детей серьезно заняться спортом практически нет. Потому в социальном смысле он остается фактически пригородом. С характерными проблемами: от детской неприкаянности до подростковой преступности. Иван отдал нам на откуп идеологическую и организационную составляющие, а сам хотел подключиться на стадии реализации проекта. Увы, после трагедии все мы какое-то время находились между жизнью и смертью… Но идея не умерла.
- Наверное, во властных кабинетах вас встречали с некоторым недоумением. Потому что к тому времени в Брагине появились и ФОКи, и даже крытый лед. Казалось бы, зачем еще одна школа, да к тому же частная?
- Просто слово "да" чиновников ни к чему не обязывает. Поэтому нам никто не отказывал, а городская власть выделила участок земли размером с гектар. Мы, правда, были еще наивными и настолько неопытными, что собранные нами средства практически полностью ушли на оплату аренды этого участка - мы платили 225 тысяч рублей в месяц. Впоследствии немало сил было потрачено на то, чтобы свести эти платежи к разумным значениям. И только в 2014 году нам снизили цену - до 2500 в месяц.
- А к кому вы обращались, чтобы начать строительство?
- Боюсь, и газетной полосы не хватит, чтобы всех перечислить. Ко всем. Начиная от депутатов и представителей исполнительной власти всех уровней до солидных бизнесменов. Наиболее реальный, на мой взгляд, вариант мы обсуждали с главой профсоюза хоккеистов КХЛ Андреем Коваленко - говорили о возможности перечисления небольшой части зарплат хоккеистами КХЛ и ВХЛ на строительство школы. Но и он не прошел. С тех пор я не ищу деньги в России. Получается, что их здесь просто нет.
- Нет в принципе или нет для вас и реализации ваших планов?
- С каждым днем все больше уверенности, что их нет для нас. Мы же пытаемся изменить систему, складывавшуюся десятилетиями. Тренировать хоккеистов принципиально по-другому. Естественно, это мало устраивает тех, кто эту систему выстроил, отрегулировал и ею управляет.
Козыри и перекосы советского хоккея
- А может быть, и нет смысла здесь что-то менять? Россия при периодических поражениях сборной остается все-таки хоккейной державой…
- Я только один пример приведу: все выпускники нашей ярославской школы, закрепившиеся в НХЛ, каждое лето на собственные средства нанимают персонального тренера и оттачивают навыки катания. То есть те базовые умения хоккеистов, которые должны быть усвоены ими еще в дошкольном возрасте, наши лучшие игроки продолжают совершенствовать, выступая в сильнейшей лиге мира. Потому что чувствуют, что в этих умениях уступают соперникам. Замечу: владение коньками, чистота катания были главными козырями советской школы хоккея с момента его появления в СССР.
- Вы предлагаете восстановить советские методики подготовки? Есть опасение, что для этого придется возродить весь СССР…
- Речь не идет о том, чтобы слепо копировать советский опыт, где тоже было немало перекосов. К примеру, в спорт высоких достижений буквально "с черного хода" пробирались такие мастера, как Валерий Харламов или Игорь Ларионов. Их не брали! Да что говорить - Ивана в тринадцать лет едва не отчислили из школы. Мама невысокая, папа невысокий, откуда в парне возьмутся рост и мышечная масса? О том, что у меня дед по матери двухметрового роста, никто не знал, не спросили. Гены, как правило, проявляются во внешнем облике человека через поколение - но кто из современных тренеров внимательно изучает генетику? Или, например, психофизиологию…
Не мышцы надо тренировать!
- Вы заканчивали психологический факультет ЯрГУ - в советские времена один из флагманов практической реализации новых научных знаний. Надо полагать, что какие-то положения вашей методики базируются на этом фундаменте?
- Я бы уточнил, что в середине семидесятых это был факультет психологии и права. Нам преподавали доктора и кандидаты медицинских наук. Преподавали очень глубоко - мы даже работали в анатомичке. И когда старший сын Сергей, старше Ивана на шесть лет, начал заниматься хоккеем, я поначалу непроизвольно, затем вполне осознанно стал применять полученные знания к практике подготовки хоккеистов. Все эти размышления довольно быстро превращались в модели упражнений. Я уже тридцать лет веду эту работу.
- Хорошо, когда рождаются идеи. Но как их применить?
- Мне это удалось. Сергей, который работал тренером в системе подготовки детей ХК "Локомотив", получил группу фактически "списанных" хоккеистов 1997 - 1998 годов рождения. Они даже кататься толком не умели. Через два месяца работы мы отправились в Череповец, где уступили хозяевам вчистую. Но! Через два года эти же ребята обыгрывали тех же соперников с преимуществом в шесть - десять шайб! Судите сами, насколько эта методика эффективна.
- Вы хотите сказать, что любого здорового ребенка можно вывести в профессиональные хоккеисты, если заняться им в три-четыре года?
- Не любого, но у восьми из десяти будут для этого реальные шансы.
- Так почему сегодня у детско-юношеских спортивных школ такой, будем говорить прямо, не самый богатый выход?
- Как раз потому, что вместо подготовки с учетом возрастных психофизиологических особенностей превалируют система высоких физических нагрузок и "естественный отбор" - кто их не выдерживает, для хоккея не подходит. Образно говоря, сегодня при подготовке хоккеиста ставка делается на развитие мышц. Мы же в своей методике развиваем головной мозг, потому что именно он служит основным центром управления при осуществлении сложных координационных движений. А мышцы - просто исполнители. Но в них заложен такой потенциал, что даже если мы реализуем его на 30 - 40 процентов, то уже получим супермена. Именно эта методика и является основой школы Ивана Ткаченко, а вовсе не само по себе здание со льдом и тренировочными залами.
Тренер должен учиться всю жизнь
- Школы как места для тренировок еще нет, но вы говорите о работе в настоящем времени. Получается, что она уже идет?
- Сейчас мы договорились с руководством средней школы № 11 о предоставлении нам спортивных залов. Есть договоренность с владельцем частного катка - для работы на льду. В ближайшее время проведем презентацию для родителей и начнем работу.
- Кстати, о родителях. Школа, насколько известно, на бюджетные деньги не претендует, стало быть, затраты лягут на семьи будущих хоккеистов. Во что обойдется им обучение детей?
- По предварительным подсчетам, около девяти тысяч рублей в месяц. Это без учета экипировки.
- Сможете ли выдержать конкуренцию с муниципальными хоккейными школами, которые в принципе являются бесплатными?
- Тут ключевое слово "в принципе". Формально - да, а фактически родителям приходится нести дополнительные затраты приблизительно в тех же объемах. Другой вопрос, что мы как частная школа не можем себе позволить отказать в обучении, если родители готовы нести затраты. Но в нашем случае места в команде, распределение по звеньям и прочие важные составляющие учебно-тренировочной работы будут определяться только спортивными задачами.
- Набрать детей - это только половина дела. Тут еще вопрос в том, есть ли в вашем распоряжении достаточное количество единомышленников, способных работать на том уровне, который вы задаете?
- Для себя я твердо решил одно: представителей традиционной тренерской школы мы привлекать не будем. Очень сложно переучить специалиста, уже сформировавшего для себя понимание того, что и как необходимо делать. Нам нужны тренеры, готовые не просто учиться всю жизнь, но и умеющие самостоятельно разрабатывать методики, внедрять их в практику, определять их эффективность. Набором тренерских кадров занимается Сергей. А я буду решать задачу поиска помещения для школы.
- Вы еще верите в то, что это возможно?
- Пока я жив, буду делать все, чтобы хоккейная школа имени Ивана Ткаченко появилась в Ярославле.