Как вырастить олимпийского чемпиона? Накануне зимних Олимпийских игр в Сочи мы задали этот вопрос тренеру Алексею Скулябину, воспитанником которого был известный спортсмен, Олимпийский чемпион по прыжкам с шестом Максим Тарасов.
Юлия Терещенко, "АиФ-Ярославль": Алексей Борисович, с какими трудностями вам приходилось сталкиваться при поиске талантливых ребят?
Алексей Скулябин: Организованной системы отбора в спортивных школах практически нет. За исключением таких видов спорта, как хоккей, футбол и волейбол, где существует развитая инфраструктура подготовки атлетов. В других видах спорта тренерам приходится самостоятельно искать талантливых ребят в школах, на соревнованиях.
Случается, что приглашаешь мальчишку заниматься, а родители уже выбрали для него другое направление в жизни. Сегодняшних детей заранее готовят к карьерному росту. Например, если взрослые решили развивать у ребёнка склонность к иностранным языкам, то и его досуг построят так, чтобы этому уделялось как можно больше времени. Когда же спортивные занятия начинают "конфликтовать" с другими, то спорт чаще проигрывает.
- Вы уже давно работаете тренером, как сегодня изменилось отношение к спорту?
- В 70 - 80-е годы спорт был чуть ли не единственной отдушиной для детей и молодёжи. У нынешних молодых людей интересов много, в том числе и Интернет, из которого вытащить детей очень тяжело. Молодёжь идёт в спорт с неохотой, очень мало тех, кто по собственному желанию приходит в спортивные школы.
Позиция родителей тоже изменилась. Раньше они ратовали за то, чтобы дети занимались в спортивных школах и достигали высоких результатов. Сегодня – за то, чтобы девочки и мальчики занимались спортом исключительно для здоровья. Это оправданная позиция, но у тренеров другая задача – готовить спортсменов, отсюда появляются проблемы.
- Как воспитывают чемпионов в современных условиях?
- Талантливые ребята достигают олимпийского уровня, когда имеют возможность заниматься в школах олимпийского резерва. Там им обеспечивают 2-3 тренировки в день, хорошее питание, массаж, среднее, общее и спортивное образование, стипендию.
Таких училищ в Москве и Санкт-Петербурге много, а в других городах - мало. Если ребята, нацеленные на большой спорт, живут дома и обучаются в общеобразовательных школах, то не имеют тех условий, которые есть в школах олимпийского резерва. Получается, что дети занимаются в разных условиях, уровень подготовки тоже разный, что приводит к трудностям.
- Бытует мнение, что настоящие спортсмены - не слишком образованные люди. Как вы считаете, они должны получать высшее образование?
- Наше время требует глубоких знаний во всех областях жизни, в том числе и в спорте. Поэтому хорошее образование не помешает ни профессионалам, ни тем, кто к этому стремится. Как правило, атлеты большого спорта – это образованные, интеллектуальные и высококультурные люди.
- Должен ли тренер быть добрым?
- На начальных этапах подготовки тренер является только руководителем. Со временем с воспитанниками налаживаются доверительные отношения, а на высших этапах спортивной деятельности мы вообще становимся коллегами, идущими к одной цели. Бывают моменты, когда наставнику необходимо проявить твёрдость или диктаторские качества, но это не должно быть линией поведения. Жёсткость требований не всегда и не всем помогает, поэтому тренеру нужно быть ещё хорошим психологом.
- Часто в команде завидуют чужому успеху?
- В спорте бывает всё: и зависть, и соперничество. Если в коллективе появляются два лидера, особенно среди девушек, то начинаются интриги, спортсмены даже могут разделиться на группировки. Иногда тренеру приходится принимать меры по снижению напряжённости в коллективе, изредка отчислять кого-нибудь из группы.
У меня была ситуация, когда два молодых человека выжили из коллектива парня, который был слабее их, но перспективней. В итоге тот уехал в другой город и добился больших успехов. К сожалению, о причинах его ухода я узнал спустя много лет.
- Возникают ли у ребят признаки звёздной болезни?
- Почти у каждого, правда, девочки подвержены ей в большей степени. Обычно звёздная болезнь начинается на волне первых серьёзных успехов, тогда тренеру приходится объяснять, что в таком случае человеку не удастся успешно продолжить спортивную карьеру.
- Скоро Олимпийские игры. На предыдущих стартах такого уровня российская сборная команда показывала не самые лучшие результаты. С чем это связано, по вашему мнению?
- Авторитет Олимпийских игр растёт, поэтому страны-участницы тщательно готовятся к соревнованиям. В связи с этим возрастает конкуренция, и это ведёт к распределению медалей среди большего числа стран. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что многие советские тренеры давно трудятся в западных странах, и их вклад очень высок. Сейчас многие говорят, что патриотические мотивы наших спортсменов ослабли, и всё больше они склоняются к достатку. Этого тоже нельзя отрицать. В последнее время появляются новые спортивные базы, хорошо оснащённые, но в целом по стране их не хватает. Несмотря на все эти трудности, выступление нашей сборной, думаю, будет успешным.
Досье
Алексей Скулябин родился в Вологде в 1946 году. Окончил факультет физического воспитания в ЯГПУ. С 1972 года работает в Ярославской школе олимпийского резерва. Является старшим тренером-преподавателем отделения прыжков с шестом. Имеет звания "Заслуженный тренер РСФСР" и "Заслуженный тренер СССР".