В минувшем сезоне треть лыжных марафонов оказались отменены из-за коронавируса, ещё треть – из-за бесснежья. При этом крупнейший в России Ростех Дёминский марафон, проходящий в средней полосе России (где как раз и произошло наибольшее количество отмен из-за бесснежья) не просто состоялся, но и провёл блестящую классическую гонку-спутник по безукоризненной лыжне. Как им это удалось?
Наш сегодняшний собеседник – директор Ростех Дёминского марафона Александр Игнатьев.
Мэр
– Александр Анатольевич, хочу поздравить вас с проведением успешной гонки, потому что в этом году вы справились, как мне кажется, просто с титанической задачей: когда нигде в средней полосе России не было снега, вы провели гонку для нескольких тысяч человек, да как провели – на следующий день после основной гонки провели ещё и классику – я, честно говоря, не понимаю, как вам это удалось сделать в условиях нынешнего бесснежья. Хотел узнать у вас подробности – как всё это оказалось возможным?
– Оказалось возможным, наверное, в первую очередь благодаря опыту. Если честно, с директором "Дёмино" Ольгой Данилюк мы забили тревогу менее чем за две недели до гонки. Потому что увидели: планов – громадьё, никто и думать даже не хочет об отмене марафона, а складывалось всё в точности как на биатлоне в январе – все хотели срочно что-то делать, помогать, сыпать, но при этом никто никуда не ехал, ничего не делал, не сыпал, а трасса на глазах таяла и таяла. Поэтому мы дошли до мэра города Рыбинска – Добрякова Дениса Валерьевича, который буквально накануне собирался уехать в краткосрочную командировку. Всё ему показали, объяснили, попросили о помощи. А народ в Рыбинске, если честно, до сих пор пребывает в шоке от отмены биатлона, потому что на биатлон в Дёмино были очень большие планы. А тут ещё и отмена Дёминского марафона?
В общем, с мэром мы встретились, если не ошибаюсь, 19-го февраля, и с его подачи сразу же началась эта сумасшедшая отсыпка.
– А что за соревнования биатлонные вы отменили – чемпионат России?
– Да, чемпионат России. Стало понятно, что не проведём, когда 20-го января весь снег смыло дождём, а никаких запасов снега не оказалось. Там элементарный анализ показал, что в ноябре, когда была одна холодная неделя, можно было при желании сделать трассу длиной в три километра и толщиной в один метр. Потому что система оснежения есть, и всё можно было сделать, успеть. Да даже если бы использовали старую, так называемую ручную систему, которую нам финны помогали делать, можно было спокойно закрыть 2,5 км трассы. Но этого не было сделано вовремя.
В ноябре знаете, отношение какое к этому? А-а-а, зима ещё вся впереди, ещё снега насыплет. Но практика уже не раз доказала, что не всегда насыпает, и что любые холода в начале зимы нужно немедленно использовать для производства снега.
Как только ударили эти морозы в ноябре, я сразу же забил тревогу, подходил к людям: а вы почему снег не делаете, мороз же - давайте делать? Ну, мне отвечают, как в фильме «Добро пожаловать или посторонним…», типа: иди отсюда, мы сами знаем. Я говорю: понимаете, если вы сейчас не сделаете основу, мы с вами можем просто всё про..ть, просто упустить этот чемпионат России. Что, к несчастью, и случилось.
Поэтому когда мы увидели, что с Дёминским марафоном всё идёт в точности по сценарию чемпионата России по биатлону, мы забили тревогу.
Знаете, вот эта чиновничья инерция... Я вам такой пример приведу. Мы попросили на одном из оргкомитетов помочь нам выстричь кусты малины на трассе марафона. Был конец января, снега было ещё совсем-совсем немного, и эти участки снегом совсем плохо закрывались. Нам сказали – без проблем. Я специально не называю фамилии, дело не в фамилиях, а в подходе к делу. Сказали, что приедут представители Зеленстроя. Они и приехали в понедельник 27 января, когда снега ещё не было на трассе, всё посмотрели, заактировали, дали нам расценки – за какие деньги они могут это всё сделать. И как вы думаете, когда они появились после этого? Через десять дней 7 февраля, когда снега уже было навалом и кусты эти под корень постричь было невозможно!
Поэтому мы и забили тревогу: "Ребята, разве вы не понимаете, что мы теряем марафон?"
Ну, мэр у нас такой достаточно жёсткий мужик, спортсмен, он заслуженный мастер спорта по парашютному спорту, девятикратный чемпион мира, у него куча рекордов, он просто изнутри понимает, что это такое. Вот он всех немедленно на уши поднял, и сразу же поехала техника собирать в Дёмино чистый снег где только можно и вывозить его на стадион, волонтеры поехали на трассу: то есть то, что дело сдвинулось с мёртвой точки – это полностью заслуга нашего мэра. Он, кстати, всегда говорит, что он последователь дела Ласточкина, он всегда нам старается помочь. Более того, он готовился целый год к этому марафону и впервые в жизни пробежал "полтинник" именно в этом году и именно в Дёмино!
– Ух ты!
– Да, летом катался на лыжероллерах, зимой, как только позволяла возможность – приезжал сюда к нам, катался, объёмы накатывал. А потом подключились профессионалы к этому процессу – и Светлана Владимировна Емелина подключилась, и ребята-трактористы. Мы же одного супер-профессионала лишились в прошлом году, так он и выпал из команды. Жалеет, наверное, и мы жалеем, но друг к другу на сближение не идём.
– Это кто?
– Александр Павлов.
– Он от вас ушёл?
– Да его же в прошлом году перед марафоном федерация сдёрнула на Универсиаду. А тут ему сказали: "Ну а как ты можешь марафон бросить в такой момент? Давай тогда увольняйся и ищи себе новую работу".
Пытались за него побороться, но…
Трактористы
– А на его фоне воспитались очень хорошие ребята: Сергей Ерохин – он очень хороший тракторист, грейдерист, прекрасно понимающий, как работать со снегом, как ворочать кучи, как его укладывать. Это самое главное при подготовке подушки трассы. И он научился за это время у того же Павлова, как нарезать лыжню. И есть ещё у нас такой Александр Ласточкин - уникальный человек, скромняга, но талант неимоверный. Он работает в ОДК "Сатурн", это дальний родственник Юрия Васильевича Ласточкина. Он в этом году выступал в Суперкубке Дёминских марафонов POWERUP, хотел в абсолюте хорошее место занять, но из-за подготовки трассы лыжного марафона ему пришлось отказаться от этой затеи. Но ювелир, универсал, мастер своего дела. Вот они фактически вдвоём в эти две последние недели пластались на трассе, чуть ли не жили на ней. В тёплую погоду решали, собирались тут со Светланой Владимировной, говорили, чтобы ни в коем случае не выпускать технику, потому что если на тёплый снег выпустить трактор, снег превратится в воду, весь мир это знает.
Поэтому собирали его по крохам, прорывались где-то на интуиции, спали в обнимку с прогнозами погоды. Я всё время мониторил шесть сайтов: два норвежских, два финских, наш российский и Vimea. И смотрели, высчитывали погоду, пытались спрогнозировать, предугадать.
Но могу твёрдо сказать – уже через три-четыре дня после марафона ничего не провели бы. За неделю до марафона мы ничего не сделали бы, потому что снег был тёплым - волонтеры работали, растаскивали кучи по трассе, но технику мы не выпускали, это было бессмысленно. И уже неделей позже гонку провести было бы невозможно. Очень повезло по срокам, с погодой. Но у нас есть наш спаситель и покровитель – причисленный к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков, великий русский флотоводец, не проигравший ни одного сражения, не потерявший в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен, родившийся в селе Бурнаково Рыбинского района, крещённый в церкви Богоявления здесь неподалёку, в 10 км от Дёмино, в деревне Хопылёво, там сейчас такой центр мощный. Не знаете?
– Знаю, конечно – ещё Юрий Васильевич возил нас туда на экскурсию лет десять назад.
– Ну да. А сейчас там поставили большую стелу при въезде в Хопылёво на гравийной дороге, вот мы там все по очереди останавливались, просили у Фёдора Фёдоровича, чтобы он достучался до небес. Вроде бы получилось. Получается, это наш спаситель, наш святой. Поэтому как-то вот так всё и срослось.
Ещё раз: Сергей с Александром очень здорово сработали, волонтёры очень хорошо помогли, закидали снегом все проблемные места, всё выровняли, ну, и вы сами видели, как они в итоге нарезали лыжню.
– Да вообще изумительно! Нигде лыжня не коснулась земли – меня это удивило очень сильно.
– А помните, я объявил за несколько дней до гонки, что лыжни будет нарезано только 70 процентов?
– Помню, конечно.
– Так вот, на момент этого объявления всё так и было - мы думали, что только порядка 50 процентов будет возможно прорезать. Но огромная проделанная волонтерами и механизаторами работа позволила создать подушку и трактористы в ночь перед гонкой пошли как ювелиры. Они все ночи перед стартами работали на трассе. Например, им очень тяжело давался стадион - они там и вперёд, и назад пытались идти - ничего не получалось. И помогла, как ни странно, случайность. Дело в том, что на ратраки PistenBully в разные годы устанавливали фрезы с немного разным углом зубцов. И только старый трактор смог поднять лёд, смог перемолотить его. Помните, как в 2007 году проводили этап Кубка мира, перелопачивая озёрный лёд? В каком-то смысле та ситуация в этом году повторилась. Ребята и на четырёхсотке пытались зацепить, размолотить этот лёд на стадионе, и на новой сотке, и ничем не могли взять. А потом попробовали на старой сотке, и смотрят – она чуть-чуть зацепилась. Оказалось, на старой сотке чуть другой угол поворота зубцов, и пошло-пошло-пошло… Шли очень медленно, ювелирно, но результат – налицо.
И они размолотили стадион, укатали его – всю ночь работали. Как начали с 12 часов ночи, так до утра и делали – и в первый день, и во второй. Но во второй день подушка была уже не такая промороженная, было чуть-чуть полегче.
Снег
– Понятно. А вы говорите, кучи снега привозили. Откуда вы его брали?
– Город выделил фронтальные погрузчики, и вот этими фронтальными погрузчиками собирали весь уплотненный снег в Дёмино. Например, около катка. Каток ведь всю зиму чистили от снега и свозили его в одно и то же место. Вот оттуда. Плюс - собрали всю ледяную стружку. Там же, на катке, работает специальная машина, которая шлифует лёд и потом тоже сбрасывает эту ледяную стружку в одно и то же место. Вот эту снежно-ледяную стружку тоже всю собрали. Потом забирали снег с нижней парковки, брали его от офиса марафона, от КПП, от ресторана – везде, где могли, аккуратно срезали, но не под корень, а так, чтобы взять без травы, без земли. Всем этим Светлана Владимировна руководила. От коттеджей тоже снег забирали – там же, когда дорожки чистили, тоже свои кучи по бокам стали образовываться. И очень хорошо ребята работали на этих погрузчиках. Загружали на грузовики, грузовики вываливали на стартовую поляну, а потом Ерохин Сергей всё это растаскивал. У нас, например, половина стартового моста "умерла", расплавилась от тепла – пришлось и здесь поработать.
Мэр предложил возить снег из города, но мы сразу же отказались от этой идеи - там же, сами понимаете, и песок, и камушки, и вот эта гадость, которой поливают дороги. Убедили, что не надо это делать, что будем в Дёмино чистый снег собирать. На поля где-то загнали маленький погрузчик, и он там понемножку собирал очень тонкими слоями, срезал снег. Тут труд был проделан титанический! И я не знаю, есть ли сейчас крупнее по подготовке мероприятия в Рыбинске и вообще во всей Ярославской области. Ну, может быть, там, хоккейный "Локомотив" собирает больше народа, "Бегом по Золотому кольцу", но там немного иной формат. А Дёминский марафон, я считаю – это главная визитная карточка всей Ярославской области, всего Рыбинска и Рыбинского района. И поэтому спасибо мэру, что он проникся настолько глубоко и реально впрягся во всю эту историю, и всем-всем-всем, причастным к этому делу. Поэтому всё и получилось, спасли мы марафон.
– Медали, номера заказывали в Китае?
– Конечно. Вот тоже, кстати, повезло, что успели и заказать, и получить их до всей этой истории с коронавирусом. Мы же обычно на эти цели через Корпорацию развития Ярославской области брали займы, и этими деньгами расплачивались и за медали, и делали предоплату за стартовые номера. Но в этом году там какая-то неразбериха возникла, нам даже с займами не помогли. Так мы, чтобы оплатить эти заказы вовремя, деньги были вынуждены собирать по знакомым, по родственникам, по друзьям. Суммы-то немаленькие – одни только медали на миллион рублей потянули.
Поэтому, получается, основную нагрузку по подготовке и проведению в этом году взял на себя Рыбинск. Область, конечно, традиционно помогла с "Ростехом".
В городе у нас хорошая поддержка не только от мэра и его зама по социальным вопросам Натальи Шульдиной, но и от департамента спорта, от его руководителя Кондратенко Олега Борисовича - вы его прекрасно знаете, он у нас и главным судьёй марафона был последние 6 лет, и он же был стартёром на Олимпиаде в Сочи. Он, конечно, всегда из кожи вон лезет ради Дёминского марафона - помогает как может. Да и всегда он нам очень сильно помогает.
Ростех
– А с "Ростехом" у вас как складываются отношения? Они у вас, по-моему, уже в четвёртый раз являются титульным спонсором соревнований?
– Да, в четвёртый. Им всё очень нравится, они присылают людей из руководства госкорпорации сюда, и те отслеживают всё проведение, их полностью устраивает уровень проведения соревнований. Помню, когда от них приехал специалист в первый год, он был просто в шоке: "Я, – говорит – видел соревнования по лыжам под Москвой, но когда приехал сюда, был очень сильно впечатлён. Ребята, это что-то грандиозное. Я не представлял себе, что лыжные гонки могут так круто выглядеть".
То есть размах, люди, уровень подготовки его очень впечатлили.
Вы же видели, у нас очень много рекламы "Ростеха". Они наш официальный генеральный партнер – даже не спонсор, а именно партнер. И Дёминский лыжный марафон один из социально значимых проектов Госкорпорации в Ярославской области, где находятся несколько крупных предприятий Ростеха.
– Если не секрет, каков размер финансовой помощи со стороны "Ростеха"?
– Конкретную цифру называть не буду, но это более половины общего бюджета марафона.
– Каждый год?
– В первый год это было 35% бюджета, а потом три года подряд – более половины. То есть деньги они очень серьёзные нам дают, мероприятие не копеечное. Получается, что при общем бюджете в 16,5 миллионов доля "Ростеха"существенно больше половины.
Бюджет марафона
– Тут знаете, даже не у нас на сайте, а на ютьюбе наткнулся на такой комментарий: один из людей очень быстро подсчитал: "…2.000 участников по 2.000 рублей – это 4 миллиона рублей. Бабла – немеряно! Куда уходят эти деньги? Каков общий бюджет марафона?.."
Как думаете, стоит ответить этому человеку?
– Я уже сказал – шестнадцать с лишним миллионов рублей – это общий бюджет марафона.
– То есть он никак не складывается на 100 процентов из взносов участников?
– Да нет, конечно. Мы же постоянно отвечаем на этот вопрос, постоянно озвучиваем эти цифры. Стартовые взносы покрывают менее 30 процентов стоимости гонки. Тут же как: медали – миллион, стартовые номера – миллион, питание – за миллион, и пошло-пошло-пошло – как снежный ком. Проведение такого марафона – это всё очень серьёзные деньги.
Гонки-спутники
– Что с вашими дочерними гонками происходит?
- Летними или зимними?
– Летними.
– Тут объективно всё. Очень сильно выросла конкуренция. Думаю, многое люди у нас позаимствовали, очень много красивых сильных гонок сейчас проводится и в Москве, и в Подмосковье, и в окружающих нас областях. Видимо, ещё и поэтому интерес к нашим летним событиям упал – когда вы сами в последний раз участвовали в веломарафоне в 2017 году, в нём принимало участие лишь 171 человек. При грандиозной организации! Помните, мы в тот год даже трассу строительным катком готовили-приглаживали? И при этом всего сто семьдесят участников в главной гонке, ну куда это годится?
Во-первых, понятно, что при таком количестве народа всё это приходится делать себе в убыток. А во-вторых, специально засланные люди начали очернять мероприятие, понесли по стране, что всё у нас ужасно. Хотя я не могу понять, что там было ужасного – это было мероприятие ручной сборки, то есть мы как и лыжный марафон продумываем – целый год сидим и продумываем каждую мелочь, точно так же подошли и к организации веломарафона. Вот сегодня я только приехал от Натальи Михайловны Шульдиной с итогового оргкомитета лыжного марафона – разобрали абсолютно всё, даже беби-марафон разобрали: где были проблемы, где ребёнка потеряли, где баффы недовыдали – вот всё это, шаг за шагом, момент за моментом разобрали, обсудили, сделали выводы.
То же самое у нас каждый год делалось и по веломарафону, и сейчас делается по беговым забегам. Но я вижу проблему только в одном – что конкуренция среди забегов очень большая, мы для того, чтобы запихнуть наши беговые события в календарь, вынуждены учитывать все нюансы – где проводятся какие марафоны, полумарафоны, и из-за этого беговой старт мы проводим в середине лета. Я понимаю, что это пик тепла, пик лета – например, в позапрошлом году мы проводили этот старт чуть ли не при сорока градусах жары и при дикой влажности. В этом 2019 году природа сжалилась над нами, всё проходило при достаточно комфортных условиях - температура была около двадцати градусов, и трасса была шикарная. Мы её постоянно меняем, подстраиваемся под участников. Но! Так как большая конкуренция по стране, особенно здесь, в центральном регионе, люди, конечно, выбирают старты поближе к себе и охотнее едут на соревнования в своём регионе.
А Ярославская область, к сожалению… Я, честно говоря, раньше думал, что у нас как-то помощнее все эти оздоровительные, спортивные движения, но особого прогресса до сих пор не вижу. Прогресс есть у "Бегом по Золотому кольцу", а вот у нас почему-то вот так. Хотя делаем всё один в один с лыжным марафоном, то есть и медали у нас великолепные, и номера, и трасса вылизана, размечена, и питание на трассе и после финиша. Но не едут люди, и их тоже, наверное, можно понять.
– И в этой ситуации два года назад вы решили от проведения велогонки отказаться, я правильно понимаю?
– От велогонки мы столько негатива получили! Ну, понятно – когда люди едут по грязи, всё равно не будет таких откликов, как если бы они ехали под солнцем. И вот какой-то этот поток негатива, совершенно, на наш взгляд, неоправданный… Ну, мы для себя сделали вывод, что это была специально организованная такая акция: начали писать, что это всё не то, не так, вы не понимаете, как делать, трасса – дерьмо, и так далее. Посмотрели мы на всё это, собрались оргкомитетом, сказали сами себе: "Нам это надо? Один велостарт в году, в него вкладывается только своих денег – около полумиллиона. Будем проводить его дальше?"
Понимаете, никто же бесплатно работать не будет, всем надо платить. Одна медаль летняя в этом году – 280 рублей. А надо заказать их минимум 400. Умножайте. Скорую помощь надо заказать. На лыжный марафон к нам даже антитеррористические комиссии приезжали постоянно. То есть мы ездили на эти комиссии, обсуждали всё это: движение людей, все иные аспекты безопасности. Поэтому из летних событий мы оставили себе два более простых беговых мероприятия: они остались в Суперкубке, который, слава богу, очень активно поддерживает Powerup, спасибо Дмитрию Спесивцеву. И традиционно нас поддерживает компания Амер Спортс – наш неизменный партнёр с 2007 года! Поэтому сейчас Суперкубок Дёминских марафонов Powerup выглядит так: две лыжных гонки и два беговых забега.
Сергей Бирюков (Кубок "Велосипедные Марафоны России") тут пытался что-то предложить нам с велостартом, но мы ему сказали: "Серёж, мы поможем, приводи, организовывай, всем, что от нас требуется, обеспечим, но сами проводить больше не будем".
Третий в мире
– Вижу, вы не без гордости пишете у себя на сайте – "Третий коньковый марафон в мире". И тут, я с вами согласен, есть чем гордиться. А какие из коньковых гонок сейчас впереди вас, и какие – позади?
– Швейцарский "Энгадин" – безоговорочно впереди. Вторые – американцы. Они очень сильно прибавили в организации, там не марафон сейчас, а просто бомба какая-то. Я считаю, что по пониманию предмета, по отношению к делу они в ближайшее время могут заткнуть за пояс очень многих – у них с каждым годом идёт увеличение участников, поэтому они уже сейчас в этом неофициальном рейтинге – вторые. А третьи мы, в прошлом году мы впервые обогнали французский "Трансжурасьён". В этом году, конечно, будет некорректно говорить о нашем третьем или втором месте, потому что очень много отмен, а в прошлом году все марафоны прошли, и мы как-то очень здорово тут засветились. Но все лучшие классические марафоны: Васалоппет, Биркебайнер, Марчалонга, Йиезерска, Тарту – все перед нами по численности. Но у этих ребят, конечно, уровень и история очень солидные - там везде минимум в два раза больше финишёров по сравнению с нами.
– Сколько у вас в прошлом году было финишёров?
– Тысяча девятьсот тринадцать.
–А в этом?
–Чуть меньше - 1.868.
– Две тысячи на финише не было пока ни разу?
– Нет, пока не было. Надеялись, что будет в этом году, но нынешней зимой, как это ни странно, очень многие отказались от участия в Дёминском марафоне из-за отсутствия снега, из-за того, что не смогли подготовиться к марафону.
Классика
– Помню, в своё время вы попробовали проводить классический марафон. Сейчас перешли на проведение классического полумарафона. Прокомментируйте историю классики в рамках Дёминского марафона – какие вы тут для себя сделали выводы?
– Помню, в 2015 году вы тоже участвовали в нашем классическом марафоне. Мы попытались провести эту гонку, но не увидели интереса людей к этому формату. В тот год мы разрешили менять лыжи на классике и подготовили 200 боксов для смены лыж. А на старт вышло… 38 человек. Тут любой организатор просто опустит руки. А вот как раз к полумарафону интерес оказался высоким. Люди как закатку, что ли, после конькового марафона воспринимают этот старт?
– То есть тут вы в точку попали?
– Однозначно! Правда, в этом году тоже было небольшое сокращение количества участников, но опять же по той же причине - люди не смогли подготовиться из-за отсутствия снега. Но я считаю, что с этим форматом мы однозначно попали в точку. И интерес большой, и трасса сбалансированная получилась, и отклики хорошие. Мне понравился отклик Георгия Кадыкова на финише полумарафона - вы его не видели?
– Нет.
– Он после полумарафона пошёл с кем-то из приятелей на закатку и снял видео, в котором сказал: "Ребята, посмотрите, соревнования прошли, а четыре лыжни по-прежнему в идеальном состоянии. Мы думали, что только в Эстонии умеют классическую лыжню готовить, а оказывается нет - в Дёмино тоже научились это делать блестяще".
И нам приятно было всё это услышать – и нам, и ребятам, которые "умирали" там на трассе все эти дни.
Что нового в Дёмино?
– У вас там, по-моему, какие-то новые лыжероллерные петли появились, дополнительное освещение, что-то с оснежением… Расскажите.
– Петли в принципе, всё те же самые, но с новым асфальтом, и добавился участок за откаточной горкой. Улучшили, скажем так, систему освещения - подключили к уже имеющейся освещённой части трассы ещё одну большую петлю. Сейчас, по сути, у нас большой 4-километровый освещённый круг, там очень хорошее освещение смонтировано, поставили современные лампы.
А вот с системой оснежения у нас получился … Даже не знаю, как это назвать помягче…
– Конфуз?
– Ну, давайте назовём это конфузом. Построили новую систему оснежения, которая сразу же после первых запусков "крякнула". Её нам строила одна российская компания, там теперь все друг на друга кивают: что плохой насос поставили, не так смонтировали систему забора воды, ещё что-то там сделали не так, но, в общем, когда включили все шесть пушек, система стала вырубаться, пока очень быстро не умер большой насос высокого давления, который подаёт воду на все гидранты. Сейчас летом должны будут всё переделать.
Мы, в принципе, привозили сюда несколько раз финских специалистов. Там есть такой великий специалист, я его действительно считаю великим – Петер Седерхольм, фирма Кессу ОЮ, и он построил системы оснежения в 140 лыжных и горнолыжных центрах Финляндии и Скандинавии!
– Ого!
– Да, это поистине уникальный человек. Вот у него всегда всё работает как часы. И когда я приехал сюда работать в 2008 году, увидел, что здесь всё есть: пушки, насосы, трактора, но при этом люди не очень понимают, как всё это подключить, как сделать производительным этот процесс. И тут у нас, кстати, интересный эпизод случился: Юрий Васильевич категорически не воспринял коричневый цвет снега. А везде, где делают искусственный снег, он имеет тот оттенок, какого цвета местная вода. В Валь ди Фиемме снег – голубого цвета, у нас он – коричневого цвета из-за цвета воды в Колокше. Но цвет этот постепенно всегда уходит, снег становится более нейтральным по цвету, когда высыхает. И вы, наверное, знаете эту историю – когда в 2007 году сюда приехали московские ребята и сделали огромную кучу снега на стадионе, он приехал, увидел, что он коричневого цвета, и распорядился весь его сгрести в Волгу. Не стал дожидаться, когда он изменит цвет. Потом мы с ним с боем эту ситуацию решали, и он мне сказал: "Ну, если будет коричневым, пеняй потом на себя". Я ему говорю: "Юрий Васильевич, а если он станет белым?" Промолчал в ответ, но дождался, когда снег побелел, всё сделали как надо, и с тех пор у нас всегда был шикарный снег, на Кубках мира у нас всегда был запасной круг…
И вот этот финн Петер постоянно к нам приезжал, помогал всё делать, и он нам даже сделал тех.задание по системе оснежения так, как он её здесь себе видел. Но приехала наша российская компания, переделала всё под себя, и вот – результат. А ещё и подрядчики поменяли диаметр заборных труб – понятно, что пошло не то количество воды, какое было необходимо в единицу времени, какие-то фильтры там то ли заменили, то ли убрали, или они вообще пропали без следа. В общем, это целая трагедия, честное слово. Ведь можно было даже в этом году провести и биатлон, и на Дёминском марафоне всё сделать меньшими усилиями и меньшей кровью.
Но уже хорошо, что есть продвижение вперёд, есть новое прекрасное биатлонное стрельбище, есть освещение, теперь можно кататься хоть до ночи, если будут, конечно, выделять деньги на освещение, и вот надо теперь только довести до ума систему оснежения, и я считаю, что тогда центр Дёмино войдёт в ряды одного из лучших лыжных центров в мире. Он, конечно, и раньше входил в это число, но потом в технологических каких-то аспектах мы стали терять свои позиции.
На очереди нужно переделывать, конечно, смазочные кабинки, делать всё как в современных лыжных центрах, как в России многие центры переделали.
– А что не так с этими кабинками?
– Там же какая система? Металлический вагончик, никакой централизованной вытяжки не предусмотрено. Как только индивидуальную вытяжку включаешь, вместе с воздухом из вагончика уходит всё тепло. Если на улице минус пять и ниже, в вагоне невозможно становится работать. А если дверь открыл, там вообще трагедия наступает – там можно примёрзнуть к стулу или скамейке. Поэтому нужна современная система подачи тепла, вентиляции – в общем, это всё осталось на уровне 2006 - 2007 годов, когда всё это создавалось. Сейчас же всё шагнуло вперёд, вытяжные шкафы должны висеть, я посмотрел, как это сделано в Финляндии - там, мама дорогая, целый город в распоряжении смазчиков.
Новый пресс-центр напрашивается – у нас работало в этом году 100 человек на марафоне, так их только-только всех пресс-центр вмещал. А если больше, как было на Кубках мира, там народ уже просто задыхается. Для участников нужны душевые, зал нужен большой для переодевания, даже на той же регистрации мы каждый сантиметр задействуем, чтобы расставить все столы, чтобы не было толчеи, чтобы всё было в одном зале. Но всё равно уже тесновато. То есть нынешний Дёмино – это продукт 2006 - 2007 годов, когда он разрабатывался и в срочном порядке строился, а сейчас 2020 год на дворе – конечно, надо расширяться, улучшаться.
Worldloppet
– Что нового в семье Worldloppet?
– Worldloppet на распутье. Я считаю, что ребрендинг неудачный провели. Какой-то совершенно невзрачный логотип получился. Вы его видели?
– Нет, сейчас не вспомню.
– А вообще помните старый значок Worldloppet?
– Там что-то с флагами вокруг, по-моему, земного шара? Но вообще, вы меня врасплох этим вопросом застали.
– Но вот показательно, что вы вспомнили эти флаги и земной шар. А я вот сейчас с трудом вспоминаю новый логотип - это прямоугольник, в котором шрифтом написано Worldloppet и внизу чуть мельче - Ski federation. Всё! Это теряется везде! Вот вы бежали полумарафон, у вас на номере был этот логотип, но вы даже не заметили его, и это весьма показательно. То есть я считаю этот ребрендинг откровенно неудачным. Хотя это всё обсуждалось и мы, русские, были категорически против этого изменения, потому что до того всё было очень достойно, и главное – отличалось, выделялось, запоминалось. А сейчас…
А во-вторых, Worldloppet сейчас находится на распутье в том смысле, что они не понимают, каким капиталом сейчас обладают, капиталом в виде лояльных им сотен тысяч людей, которые ездят по всему миру, участвуют, приносят известность проекту, деньги, развивают целые регионы, а их сейчас почему-то заколбасило в сторону Ски Классикс. Но Ски Классикс – это структура, созданная чисто для зарабатывания денег, у них нет ничего: ни паспортов, ни системы, нет понимания, как выстроена в Worldloppet система поощрения сотен тысяч участников - ничего этого нет. А наши лидеры мечутся, ищут что-то новое, непонятное… Я не поддерживаю это, я считаю, что нужно просто идти выбранным курсом до конца.
Очень плохо в Worldloppet сейчас работают со спонсорами. Анжело Коррадини когда-то это начинал, они пытались привлечь в проект спонсоров, но сейчас нет такого, чтобы пришёл серьёзный спонсор, как в Ски Классикс, и серьёзно помог финансово проекту. Хотя это всё можно раскрутить прекрасно. И вот постоянно идут эти разговоры: нужно объединяться со Ски Классикс. Но я считаю, что объединиться со Ски Классикс – это значит убить Worldloppet. Я считаю, что традиции, которые были заложены в 1978-80-х годах прошлого века – их нужно поддерживать и параллельно искать возможности спонсорства и возможности создания хорошей телевизионной картинки.
Сейчас в Worldloppet есть такое направление. Но там это реализовано так: приезжает французская компания, снимает материал и потом делает из этого ролик. Ну и что? Это вообще ни о чём. Хотя все марафоны, входящие в Worldloppet, фактически ведут трансляцию. Вот и мы в том числе это делаем - я считаю, что у нас очень неплохая трансляция при наших минимальных возможностях. Потому что нормальная трансляция стоит, конечно, намного больше – даже больше, чем весь нынешний бюджет Дёминского марафона, если это телетрансляция, как это было организовано на Кубках мира: десятки камер по всей трассе и так далее. У нас же приезжает компания из Москвы, делает хорошую онлайн-трансляцию с графикой, с титрами, мы показываем со снегохода лидеров, и я считаю, что это как раз то, что надо. И при этом всё это стоит относительно разумных денег. Мне кажется, что Worldloppet нужно тоже двигаться в этом направлении: разобраться, для чего они работают, для кого они работают. Потому что главная масса людей в Worldloppet – это люди старше 35 - 40 лет, люди, которые с удовольствием мотаются по миру, везут деньги в те страны, где они участвуют, а это же очень важно. Но понимания всех этих процессов нет, идёт какое-то метание, во всяком случае я так вижу происходящее.
Я в этом году наслаждался просто, как люди работали. Я вам рассказал о том, как готовили трассу, про всё остальное. А ведь наш дёминский судейский корпус тоже Ласточкин создавал. Если помните, они вдвоём со Светланой Емелиной всей этой работой занимались, с нуля создали эту команду, которая обслуживала чемпионаты и Кубки России, Кубки мира. А потом эту команду раздёрнули все, кто только мог: главного спеца по таймингу забрала федерация, ещё кого-то куда-то забрали, перетянули. Но всё равно команда жива, судьи работают, костяк остался.
Вот девушки-красавицы, которые медали сегодня выдавали. Приятно, когда ты пришёл и не командуешь там, а просто пришёл, посмотрел: "Ребята, надо чем-то помочь?" "Нет-нет, у нас всё нормально, процесс идёт". Это профессионалы своего дела, и там никакого вмешательства не требуется!
У нас службу безопасности, например, возглавляет Якимов Александр Игоревич, у него дом в Пирогово, старенький такой дом, стоит прямо на трассе изба. Так вот он с помощью Александра Сергеевича Емелина в этом Пирогово 350 метров трассы закидал снегом, представляете? Никто их не просил, не заставлял, сами! Потом, когда нам Георгий Кадыков по немецкому опыту посоветовал сбоку от трассы параллельные канавы прокопать, чтобы вода по этим канавам уходила от трассы, не поедала снег, Александр Игоревич в районе этого Пирогово пробил и эти канавы. Вдумайтесь! Он полностью обеспечивает нам безопасность, он пишет эти планы безопасности, схемы, контактирует со всеми силовыми структурами, отвечает за безопасность на трассе марафона, он полностью контролирует ЧОП, у него в подчинении более 40 человек чоповцев на марафоне работает, обеспечивает порядок: аккредитационные зоны, входы-выходы на трассу, вот это всё. И самое главное – как истинный лыжник, при первой возможности сам пробегает на лыжах и инспектирует весь 25-километровый круг трассы марафона! Вот такие люди у нас работают в команде.
Посмотрите на камеру хранения. Мы взяли за пример норвежские камеры хранения на Биркебайнер.
– Вы имеете в виду стойки, где лыжи сдавали на хранение?
– Да. Раньше у нас там стояли треугольные пирамиды, которые сами по себе занимали очень много места, а лыж умещалось немного – всего-то 329 пар. В этом году у нас было готово ячеек под тысячу пар, и все они были одномоментно заняты, вдумайтесь в это! И там команда работает – ребята с "Сатурна" под руководством Михаила Шабанова – они уже шестой или седьмой год там работают – они там пашут как черти, каждое движение доведено уже до автоматизма. И вот таких переделов – больших и малых – очень много в марафоне на самом деле.
Девчонки из пресс-службы – я не знаю, у меня есть только слова восхищения в адрес девчонок. Света Израилева – она сейчас в Москве работает, но под Дёминский марафон специально взяла отпуск на две недели и приехала руководить пресс-службой. Девочки из Рыбинска у неё работают, там команда очень сильная. То есть вот эти моменты, вот так делается марафон. Потому что можно бесконечно говорить про снег, про трассы – понятно, что люди едут ради этого снега, ради этой трассы, но всё здесь зиждется на труде и самоотверженности очень многих людей.
Вот кстати, о том, как работает служба питания… Вам понравилось питание в этом году?
– Ну, если честно, я не смотрел, что там было на столах, брал то, что протягивали в бутылочках, но на что обратил внимание: на первом и третьем питательном пунктах под видом изотоника почти водой напоили, так сильно его разбавили. А вот на втором пункте, где старшей была Светлана Владимировна Емелина, дали хороший густой изотоник, прямо с удовольствием выпил и ещё бы попросил, но уже проехал мимо.
– Видимо, потому что она сама готовила, сама разводила.
– Ну да, наверное. То есть на первом и на третьем пунктах люди сильно с концентрацией ошиблись. Я, конечно, нигде об этом не говорил, и писать об этом тоже не буду, но, поскольку уж вы задали этот вопрос, вам я говорю, как это было.
– Нет, а я немного про другое питание вас спрашивал: на финише. Здесь впервые работал ООО "Комбинат питания "Волжский". Вдумайтесь, они провели под руководством отдела потребительского рынка товаров и услуг администрации Рыбинска ПЯТЬ тренировок по формированию и выдаче комплектов питания финишерам Деминского марафона и гонок-спутников!
– Нет, на финише всё чудесно было: во первых, берёшь этот термоконтейнер, там в нём горячий плов, горячая сосиска, солёный огурец, ржаная булочка, бульон, чай с лимончиком, коржик замечательный – я всё это с большим удовольствием съел и был очень доволен.
– А я бы на вашем месте написал про пункты питания, потому что если не писать об этом, то люди так и будут думать, что всё в порядке. Вот у нас сейчас был разбор, мы проговаривали все эти моменты, и у нас звучит всё время априори, что всё у нас с питанием на трассе великолепно, а видите, спасибо Вам, что вы об этом сказали.
– Ну давайте, если вы не против, я эту часть нашего разговора всё-таки опубликую.
– Обязательно! Я, честно говоря, озадачен этим моментом, потому что доклады и отзывы участников были, что всё там было просто фантастически, а от вас это услышать было очень важно – вы, я считаю, у нас один из самых главных экспертов, который видит всё изнутри в этой гонке.
А так, видите, приходится иногда где-то и прогибать, дожимать ту или иную ситуацию. Как с этими справками медицинскими получилось – все теперь уже молча их нам привозят: подделки они нам привозят, не подделки – нам, по большому счёту, всё равно. Я понимаю, что требование этих справок - абсурд полный, но мы же все живём в этом государстве и вынуждены подчиняться его законам. Но, видите, нашёлся, получается, компромиссный вариант? А ведь как горячо мы с вами обсуждали эту тему? Мы сейчас берём всё, кроме ксерокопий. Потому что мы по закону не имеем право проводить экспертизу этих справок, мы должны взять то, что нам предоставляют. Пусть люди везут какие хотят справки. Но сейчас, если человек привёз поддельную справку, то получается, что он сам и виноват, а не организаторы. Вот на этом и сошлись.
Видите как мы с вами – начали с Ласточкина, а перешли опять ко всей команде, к людям, и это, наверное, правильно. Все работают на результат, пахота жуткая, ответственность очень большая.
Знаете, мы вот давно уже заметили – вы же сами раньше организовывали соревнования, знаете насколько это тяжёлый труд, и вот самое интересное, мы заметили, что чем меньше пишут про марафон по его итогам, тем лучше всё прошло. Если где-то дали слабину, зацепку, всё - схватили, как в случае с веломарафоном, и понесли, понесли, понесли - втопчут в такую грязь, что просто не отмоетесь потом. Поэтому я был очень благодарен людям, которые здесь работали – на малых переделах, на больших переделах. Появляется чувство гордости из-за того, что ты работаешь в такой команде.
Иван Исаев