Еще лет 10 – 15 назад Ярославская область традиционно славилась сильными лыжниками-гонщиками, которые были участниками и призерами Олимпийских игр, чемпионатов мира и страны. Да и для обычных горожан лыжный спорт был одним из любимых и доступных. Сейчас ситуация изменилась… В чём причина запустения лыжных трасс: может, как это часто бывает, в финансировании или в угрозе глобального потепления, а может быть, в падении интереса к лыжной забаве у самих граждан? Собираются ли местные власти как – то реагировать на ситуацию? И оправданы ли слухи о строящемся в с. Ананьино горнолыжном курорте… С этих вопросов мы начали разговор с великим энтузиастом лыжного спорта, человеком, который сам вот уже 50 лет увлекается лыжами, членом президиума Федерации лыжных гонок России, вице-президентом российского любительского союза и президентом Федерации лыжных гонок Ярославской области В.С. Поповым.
- Виктор Семенович, как сегодня обстоят дела с лыжными трассами в Ярославской области?
- Прямо скажем, неважно… На сегодняшний день более - менее хорошо для проведения соревнований подготовлена только одна трасса в районе детского оздоровительного центра ''Спутник''. Но и она оставляет желать лучшего. Трасса содержится за счет базы ''Олимпийские зори'' от СК ''Локомотив''.
Осенью прошлого года началось освоение нового района в с. Ананьино. Помощи ждать было неоткуда, поэтому я сам лично, за счет собственных средств, нанял бульдозер и занимался грейдированием трассы, выкорчевыванием деревьев и т. д. Надо сказать, результат получился очень неплохим. Великолепный рельеф местности соответствует стандартам, необходимым для проведения соревнований . Также, благодаря особому микроклимату этого района, там не тает выпавший снег, поэтому нужно меньше прилагать усилий для поддержания ее в состоянии готовности. Недавно в Ананьино были проведены соревнования на первенство города. В настоящее время я личными усилиями продолжаю заботиться о трассе, но, как вы понимаете, бесконечно это продолжаться не может – лыжне нужен хозяин.
- А как обстоят дела с трассами в городе?
- Здесь положение почти катастрофическое. В Ярославле не осталось ни одной освещенной трассы. На нескольких имеющихся кататься совершенно невозможно. Например, на Волжской набережной, не говоря о буреломе, производится свалка грязного снега и выгул собак. Тренироваться там не безопасно. Заброшена лыжня на Среднем поселке. Более-менее в нормальном состоянии содержится круг в 5км на базе Моторного завода в Яковлевском сосновом бору. Но при оттепели и она тут же начинает приходить в негодность. Я неоднократно обращался в Департамент по физкультуре и спорту Ярославской области, но как говорится, воз и ныне там.
- Как Вы считаете, отсутствие средств является основной причиной подобного равнодушия властей?
- Дело в том, что лыжный спорт один из самых малозатратных видов. Для приличных тренировок требуется расчистить лишь небольшой участок километра в полтора. Но в городе нет даже снегоходов. Два старых, с десятилетним сроком службы, уже давно выработали свой моторесурс. Приобретение нового снегохода городскому бюджету обойдется всего в 60 – 80 тыс. рублей. Необходимо также учредить 2-3 ставки инструкторов, которые ухаживали бы за лыжнями. Я уже не говорю о пушках для изготовления искусственного снега - это голубая мечта любой области. Их цена колеблется от 50 до 80 тыс. долларов. Хотя, например, Сыктывкарская лыжная база их сумела приобрести. Кстати говоря, даже такая небольшая (и по размеру и по промышленному потенциалу) область как Костромская обогнала нас по развитию лыжного спорта, создав лыжероллеровую трассу.
- Где же тренируются спортсмены?
- Сейчас сборная команда области состоит из 5-6 человек, которые фактически здесь не находятся, а ездят по соревнованиям за пределами губернии. Самое страшное то, что негде тренироваться подрастающему поколению: они возятся или по колено в снегу или на стадионе, - а это не тренировки. Отсюда и слабый уровень подготовки. На Кубок центра России от нашей области в финал попали лишь два человека.
- Не ухудшит ли и без того плачевную ситуацию предсказанное учеными глобальное потепление климата?
- Даже лед, образующийся при повышении температуры, можно использовать при помощи специальной техники, перерабатывающей его в снег. У нас её нет. Так поступают за границей. Но при наличии самых примитивных приспособлений, снегоходов, дедовским методом можно подготовить любую трассу, которая продержится даже при нынешних зимах вплоть до апреля.
Остается только вопрос, почему город, претендующий на звание спортивной столицы России, так игнорирует проблемы одного из самых массовых и доступных видов спорта?
Но лыжная тема не была бы исчерпана полностью, если упустить из виду слух о якобы разрабатываемом проекте строительства лыжной базы близ с. Ананьино. Прокомментировать сведения мы попросили главного специалиста департамента по физкультуре и спорту Аркадия Валентиновича Спиридонова: «Действительно, проект находится на стадии переговоров. И если он осуществиться, то не ранее следующего сезона. Известно, что в проекте не будут использованы бюджетные средства. Предполагается осуществить финансирование за счет заинтересованных людей. В Ананьино очень удобное место: нет реки, проезд от города составляет всего 10 км, ходит рейсовый автобус. Ананьинская гора соответствует международным стандартам. Возможно будет проводить многие виды соревнований: фристайл, триатлон, скоростной спуск и др. Туда уже не однократно выезжали представители города. Недавно мэр В. В. Волончунас объявил о заключенной договоренности с Самарой на поставку подъемников для будущего горнолыжного курорта. Весь вопрос в цене - хороший подъемник стоит около 20 тыс., самый дешевый около 3,5 тыс. долларов. Предстоит еще решать и вопросы юридического характера, связанные с землей».
А пока местные власти решают проблему - быть ли на ярославской земле туристической базе, на лыжню в Ананьино устремляется и стар и млад, c семьями и компаниями, на лыжах и машинах, для того, чтобы в очередной раз с пользой и удовольствием провести погожий зимний денек.