А директор деминского состязания и международные инспектора считают, что еще больше его заслуживают наши лыжники. 15 июня в эстонском Тарту пройдет конференция Международной федерации (союза) марафонов мировой серии Worldloppet. На ней будет рассмотрен вопрос о приеме нашей гонки в эту семью. По мнению директора серии деминских марафонов Александра Игнатьева, шансов оказаться в заветной семье из 15 братьев у нас много. В математическом выражении – девяносто девять шансов из ста.
– Александр Анатольевич, о том, что Деминский марафон вполне заслужил место в мировой серии, наши читатели уже знают. Другой вопрос, что мы слабо представляем себе, что именно будет происходить в Тарту 15 июня. Как это заседание будет проходить фактически?
– Как правило, сначала выступают все члены инспекции. Резюмировать их выступления предстоит генеральному секретарю Worldloppet Анжело Коррадини. Затем комиссия заслушает претендентов, то есть нас. Кроме того, мы покажем десятиминутную презентацию. Это довольно неплохой видеофильм, сделанный рыбинским телеканалом. Мы продемонстрируем несколько слайдов, посвященных нашей "работе над ошибками", то есть устранению тех проблем, которые вскрылись на предыдущих марафонах. И, наконец, самая сложная часть всей работы – фактически экзамен. Нам предстоит ответить на каверзные вопросы, касающиеся не только организации самого марафона, но и всего, что с ним связано. То есть инфраструктуры, логистики, обеспечения безопасности, организационных вопросов…
– Как раз вокруг организационных вопросов после забега, состоявшегося в нынешнем году, в интернете развернулась настоящая буря. Самые горячие из участников дискуссии даже выражали мнение, что Деминскому марафону нужно бы подождать стучаться в двери мировой серии…
– А вы знаете, когда эта волна схлынула? Когда Анжело Коррадини опубликовал статью о нашем соревновании, в котором он сам принимал участие… И получил абсолютно новый опыт: он и знать не знал, что все наши марафонцы, как один, борются за первое место. Даже те, кто стартует из третьей волны и никогда не проезжал лыжню быстрее трех часов. В Европе, Северной Америке да и в Австралии с Океанией такого в принципе не бывает. Главная цель девяноста пяти процентов марафонцев – дойти до финиша. Ну, может быть, чуть-чуть улучшить время своего предыдущего пробега. "А чему ты удивляешься, Анжело? – спросил я его. – Ты же видел, как у нас ездят на автомобилях. Можно ли рассчитывать на смягчение нравов от того, что гонщики меняют авто на лыжи?". Так вот, возвращаясь к оргвопросам: тогда, в марте, на волне эмоций многие участники восприняли атмосферу гонки, созданную преимущественно ими самими, как просчеты организаторов. А сегодня становится ясно: не все так просто… Что, конечно, не является оправданием тех упущений, которые мы допустили и над которыми сейчас работаем.
– Не отпугнет ли оргкомитет эта "загадочная русская ментальность"? А вдруг европейцы предпочтут нашему марафону что-нибудь более близкое их представлениям о том, как должна проходить подобная гонка… И кстати, неужели деминский – единственный претендент на участие в Worldloppet?
– Естественно, желающих принять у себя такую гонку немало. Другой вопрос, что возможности есть не у всех. К примеру, словаки эту идею осуществить не могут уже почти десять лет. И здесь заряженность наших лыжников на победу, их бескомпромиссность – скорее плюс нашим соревнованиям, чем минус. Это вполне может стать характерной чертой, их, как модно говорить сегодня, "фенечкой". Тем более это важно потому, что гонщики мировой элиты часто принимают участие в подобных стартах: шведской "Вассалопет", итальянской "Марчелонге", финской "Хиихто"… Но, как оказалось, они до сих пор ничего не знали о том, что в "Демино" проходит еще и марафон…
– Даже так? Ежегодно приезжают сюда для участия в гонках этапа Кубка мира, но ничего не знают о марафоне? А как же победы Андреаса Окленда во вторых гонках?
– Наверное, братья Окленды тогда уже не входили в элиту лыжников… К тому же для них это была скорее экзотика… Да и нет смысла планировать серьезную информационную отдачу от участия двоих (пусть даже и великих) спортсменов в одной из гонок. Тут нужна серьезная работа. И мы ее ведем: по крайней мере норвежский тренер финской сборной по лыжам Магнер Дален уже готов ехать сюда со всем составом сборной.
– Это одна сторона вопроса… Но есть и другая: когда информация начнет распространяться, сюда "навострят лыжи" и те самые любители, перед которыми стоит задача пройти эти пятьдесят километров любыми стилями и за любое время. Чем предполагается завлечь их, помимо собственно гонки?
– Хороший вопрос, потому что он касается не только инфраструктуры ЦЛС "Демино". По сути, мы говорим о въездном туризме в масштабах всего региона. Причем речь идет о социальной группе иностранцев, которые, можно сказать прямо, обладают немалыми средствами. И мы должны предоставить им тот уровень сервиса, который бы соответствовал масштабам их благосостояния. Сегодня мы совместно с туристическим агентством "Вокруг света" разрабатываем программу для посетителей Деминского марафона. Суть ее не только в том, чтобы познакомить их с историей и традициями Ярославской области и Рыбинска, но и в создании совершенно новой логистики. Человек, решивший принять участие в марафоне, должен быть встречен сотрудниками наших служб прямо в терминале аэропорта и после гонки туда же доставлен. Если мы оставим его один на один со средним уровнем нашего федерального сервиса, то он, может статься, больше не вернется. А нам, наоборот, нужно, чтобы он в следующем году приехал сюда еще и с друзьями – спортсменами или со своими болельщиками.
– Это в принципе разговоры о будущем, причем о благоприятном. Но вернемся в настоящее: что наиболее волнует вас в преддверии заседания комиссии? Неужели у нас все настолько здорово, что и опасений-то нет никаких?
– Тут есть два аспекта. Первый – тактический, то есть те действия, которые мы можем предпринять самостоятельно. Мы понимаем, что далеко не все они будут восприняты позитивно участниками марафона. К примеру, чтобы не создавать избыточного нервного напряжения, отменим регистрацию в день старта. Конечно, многим лыжникам это не понравится. Когда на такой же шаг пошли организаторы Тартуского марафона, некоторые самые горячие головы предлагали чуть ли не бойкот этой гонки. Но потом большая часть спортсменов осознала, что именно предусмотрительность и заблаговременно проведенная регистрация помогают им избавиться от суеты перед стартом и более полноценно провести гонку. Второй аспект подразумевает участие в нашем развитии представителей областной и, возможно, даже федеральной власти. Дело в том, что основная стратегия гонки Worldloppet – движение "из точки в точку". Или по крайней мере в один круг. Пока трасса нашего марафона зажата между Волгой и федеральной трассой, от двух кругов мы избавиться не сможем.
– А если задействовать ту часть трассы, которая ближе к Рыбинску, по ней проходит дальняя петля веломарафона?
– Во-первых, там при всей нашей изворотливости мы никак не накрутим еще двадцать пять километров. Во-вторых, есть основания полагать, что скоро и той петли не будет – уже началось строительство малоэтажного жилья. Выход, скорее всего, в том, чтобы уйти за дорогу. Я был недавно в Финляндии, в Саарисельке, где до недавних времен было "всего" сто километров трасс. Марафоны там не проводятся (даже не планируются), на сборы национальные команды приезжают крайне редко… Фактически это лыжный курорт. Но даже там владельцы трассы нашли способ проложить под шоссейной дорогой лыжный туннель, и теперь трасс у них – шестьсот километров. Конечно, идеальным решением для нас был бы мост над федеральной дорогой, но даже для того, чтобы начать его строительство, нужно пройти столько согласований… Туннель, наверное, более реальный проект на обозримую перспективу.
– То есть даже к этим вопросам вы готовы во всеоружии?
– Всех случайностей предугадать не может никто. Но та работа, которая была проделана нами и нашими предшественниками, обязательно должна дать результат…