"Золота" было бы гораздо больше, если б не перемудрили руководители нашей делегации. Игорь не был официально заявлен на две другие гонки и участвовал в них как бы вне конкурса. Тем не менее, земляк и здесь отличился, оказавшись первым на финише. Однако, по протокольным условиям, к пьедесталу почета приглашен не был.
Зимние
"Золота" было бы гораздо больше, если б не перемудрили руководители нашей делегации. Игорь не был официально заявлен на две другие гонки и участвовал в них как бы вне конкурса. Тем не менее, земляк и здесь отличился, оказавшись первым на финише. Однако, по протокольным условиям, к пьедесталу почета приглашен не был.
Еще лет 10 – 15 назад Ярославская область традиционно славилась сильными лыжниками-гонщиками, которые были участниками и призерами Олимпийских игр, чемпионатов мира и страны. Да и для обычных горожан лыжный спорт был одним из любимых и доступных. Сейчас ситуация изменилась… В чём причина запустения лыжных трасс: может, как это часто бывает, в финансировании или в угрозе глобального потепления, а может быть, в падении интереса к лыжной забаве у самих граждан? Собираются ли местные власти как – то реагировать на ситуацию? И оправданы ли слухи о строящемся в с. Ананьино горнолыжном курорте… С этих вопросов мы начали разговор с великим энтузиастом лыжного спорта, человеком, который сам вот уже 50 лет увлекается лыжами, членом президиума Федерации лыжных гонок России, вице-президентом российского любительского союза и президентом Федерации лыжных гонок Ярославской области В.С. Поповым.
- Виктор Семенович, как сегодня обстоят дела с лыжными трассами в Ярославской области?
- Прямо скажем, неважно… На сегодняшний день более - менее хорошо для проведения соревнований подготовлена только одна трасса в районе детского оздоровительного центра ''Спутник''. Но и она оставляет желать лучшего. Трасса содержится за счет базы ''Олимпийские зори'' от СК ''Локомотив''.
Осенью прошлого года началось освоение нового района в с. Ананьино. Помощи ждать было неоткуда, поэтому я сам лично, за счет собственных средств, нанял бульдозер и занимался грейдированием трассы, выкорчевыванием деревьев и т. д. Надо сказать, результат получился очень неплохим. Великолепный рельеф местности соответствует стандартам, необходимым для проведения соревнований . Также, благодаря особому микроклимату этого района, там не тает выпавший снег, поэтому нужно меньше прилагать усилий для поддержания ее в состоянии готовности. Недавно в Ананьино были проведены соревнования на первенство города. В настоящее время я личными усилиями продолжаю заботиться о трассе, но, как вы понимаете, бесконечно это продолжаться не может – лыжне нужен хозяин.
- А как обстоят дела с трассами в городе?
- Здесь положение почти катастрофическое. В Ярославле не осталось ни одной освещенной трассы. На нескольких имеющихся кататься совершенно невозможно. Например, на Волжской набережной, не говоря о буреломе, производится свалка грязного снега и выгул собак. Тренироваться там не безопасно. Заброшена лыжня на Среднем поселке. Более-менее в нормальном состоянии содержится круг в 5км на базе Моторного завода в Яковлевском сосновом бору. Но при оттепели и она тут же начинает приходить в негодность. Я неоднократно обращался в Департамент по физкультуре и спорту Ярославской области, но как говорится, воз и ныне там.
- Как Вы считаете, отсутствие средств является основной причиной подобного равнодушия властей?
- Дело в том, что лыжный спорт один из самых малозатратных видов. Для приличных тренировок требуется расчистить лишь небольшой участок километра в полтора. Но в городе нет даже снегоходов. Два старых, с десятилетним сроком службы, уже давно выработали свой моторесурс. Приобретение нового снегохода городскому бюджету обойдется всего в 60 – 80 тыс. рублей. Необходимо также учредить 2-3 ставки инструкторов, которые ухаживали бы за лыжнями. Я уже не говорю о пушках для изготовления искусственного снега - это голубая мечта любой области. Их цена колеблется от 50 до 80 тыс. долларов. Хотя, например, Сыктывкарская лыжная база их сумела приобрести. Кстати говоря, даже такая небольшая (и по размеру и по промышленному потенциалу) область как Костромская обогнала нас по развитию лыжного спорта, создав лыжероллеровую трассу.
- Где же тренируются спортсмены?
- Сейчас сборная команда области состоит из 5-6 человек, которые фактически здесь не находятся, а ездят по соревнованиям за пределами губернии. Самое страшное то, что негде тренироваться подрастающему поколению: они возятся или по колено в снегу или на стадионе, - а это не тренировки. Отсюда и слабый уровень подготовки. На Кубок центра России от нашей области в финал попали лишь два человека.
- Не ухудшит ли и без того плачевную ситуацию предсказанное учеными глобальное потепление климата?
- Даже лед, образующийся при повышении температуры, можно использовать при помощи специальной техники, перерабатывающей его в снег. У нас её нет. Так поступают за границей. Но при наличии самых примитивных приспособлений, снегоходов, дедовским методом можно подготовить любую трассу, которая продержится даже при нынешних зимах вплоть до апреля.
Остается только вопрос, почему город, претендующий на звание спортивной столицы России, так игнорирует проблемы одного из самых массовых и доступных видов спорта?
Но лыжная тема не была бы исчерпана полностью, если упустить из виду слух о якобы разрабатываемом проекте строительства лыжной базы близ с. Ананьино. Прокомментировать сведения мы попросили главного специалиста департамента по физкультуре и спорту Аркадия Валентиновича Спиридонова: «Действительно, проект находится на стадии переговоров. И если он осуществиться, то не ранее следующего сезона. Известно, что в проекте не будут использованы бюджетные средства. Предполагается осуществить финансирование за счет заинтересованных людей. В Ананьино очень удобное место: нет реки, проезд от города составляет всего 10 км, ходит рейсовый автобус. Ананьинская гора соответствует международным стандартам. Возможно будет проводить многие виды соревнований: фристайл, триатлон, скоростной спуск и др. Туда уже не однократно выезжали представители города. Недавно мэр В. В. Волончунас объявил о заключенной договоренности с Самарой на поставку подъемников для будущего горнолыжного курорта. Весь вопрос в цене - хороший подъемник стоит около 20 тыс., самый дешевый около 3,5 тыс. долларов. Предстоит еще решать и вопросы юридического характера, связанные с землей».
А пока местные власти решают проблему - быть ли на ярославской земле туристической базе, на лыжню в Ананьино устремляется и стар и млад, c семьями и компаниями, на лыжах и машинах, для того, чтобы в очередной раз с пользой и удовольствием провести погожий зимний денек.
В командном зачете лидировала сборная Москвы, затем Ярославская область, на третьем месте – хозяева соревнований владимирцы. В клубном зачете рыбинская ДЮСШ-4 заняла шестое место из 14, а лучшей была ДЮСШ-2 из подмосковного Протвина.
Только что на лыжном стадионе "Демино" под Рыбинском прошел второй этап Кубка. Четыре дня здесь состязались лыжники из восьми регионов, в том числе команда подмосковных Химок, которая на сегодня считается сильнейшей в России. Ачери-биатлон - весьма молодой и зрелищный вид спорта! На деминской лыжне за плечами у спортсменов зрители с интересом наблюдали не привычные для биатлонистов винтовки, а лук со стрелами. Потому и представляли Ярославскую область рыбинцы, воспитанники сильнейшей отечественной школы лучников.
Мужчинам и женщинам ( дистанция 12,5 и 10 км) на каждом из четырех рубежей следовало поразить четыре мишени: в стойке или с колена. За промах полагался дополнительный круг или штрафные очки. Уже в первый день кандидат в мастера спорта, рыбинец Игорь Самойлов в индивидуальной гонке оставил позади лидера из Подмосковья, мастера спорта Ивана Масленникова. Так что путевка на чемпионат мира Самойлову уже обеспечена! Если в стайерских гонках Игорь показал четвертый результат, то по итогам двух этапов, в Златоустье и в Демине, рыбинский спортсмен - первый.
В личном зачете на дистанции 1000 метров Дмитрий Сорокин занял третье место.
По итогам состязаний Игорь Самойлов вошел в сборную страны, которая начала подготовку к чемпионату Европы в Словении и чемпионату мира в Польше.
Созданная в прошлом году по инициативе президента областной федерации лыжных гонок Виктора Попова профессинальная команда нашла приют на Северной железной дороге. Сначала по этому адресу гонщиков прописали, то бишь трудоустроили, а затем организовали сборы на уровне национальной сборной команды. И на земле воронежской тренировались, и в высокогорье в Болгарии, и в Катунь на первый снег успели, и в финском лыжном тоннеле ярославцы свой след оставили. Задача на этот сезон - в каждом старте финишировать как минимум в тридцатке. Это даёт рейтинговые очки. Таким образом, приют довольно быстро трансформировался в действительно удобную жилплощадь.
Почувствовав заботу о себе, лыжники добавили в прилежании и программу-минимум выполнили. Весь этот сезон ярославцы карабкались в гору: и буквально (на лыжне), и метафорически (в рейтинге) поднявшись из пятого десятка на семнадцатое место среди мужчин и на четырнадцатое среди женщин. Только союз спортивного мастерства, трудолюбия и упорства (при соответствующей финансовой помощи) может давать такие результаты.
Мастер спорта международного класса Дмитрий Биченёв выиграл Кубок Хакассии, Кубок Сибири, первый этап Кубка России в Дёмино под Рыбинском (родные же стены!). МСМК Юрий Фролин занял третье место в тринадцатитысячной гонке «Лыжня России» (а мог и победить, не упади за полсотни метров до финиша) и на первом этапе Кубка России. Другие члены ярославской сборной без призовых мест тоже не остались. Самый важный старт сезона для наших земляков - спартакиада МПС. Нынешняя прошла в Красноярске. И ярославские лыжники выступили так, что не только стали лучшими в министерстве, но и помогли команде СЖД в общем зачете занять третье место. Долгожданный успех!
Все это не сиюминутные сенсации, а итоги серьёзной программы, просчитанных финансовых вложений. Всегда, даже на тренировках, рядом с командой можно видеть президента областной федерации лыжных гонок Виктора Семёновича Попова, до сих пор активно действующего спортсмена.
Глядя на моложавого Попова, трудно сказать, что ему сегодня исполнилось 55 лет. Ведь 4 марта в Швеции он за пять с половиной часов прошёл дистанцию 90-километрового марафона «Вазалоппет», одиннадцатого на его счету. В День защитников Отечества В. С. Попов получил паспорт «Мастера международных марафонов», который даётся за участие в десяти лыжных супергонках. Обладателей таких паспортов в России около десятка.
Начиная с 1986 года, В. С. Попов свой день рождения вместе с друзьями отмечает на трассе марафона. Сколько лет - столько километров. Не нарушится традиция и завтра, в субботу.
К сожалению,на юбилейном марафоне не будет ярославских лыжников. Сегодня они на чемпионате России в Сыктывкаре, а завершат сезон марафонами в Мурманске и Кандалакше и спринтерскими гонками в Апатитах.
Сегодня у Виктора Попова и старшего тренера команд железнодорожников и лыжников школы высшего спортивного мастерства Евгения Кондратьева головной боли и забот хватает: один сезон заканчивается, другой начинается. Пора поднимать юношескую команду лыжников, а начинать надо со сборов. Выручает «Севтур», помогает Северная железная дорога. Неравнодушный к спорту начальник СЖД В.Я. Петров планирует построить в «Олимпийских зорях» центр подготовки спортсменов и лыже-роллерную трассу. На ней должно хватить места и любителям, и воспитанникам спортшкол. Владимир Петров ценит в В. С. Попове надёжность и преданность делу, спорту, Родине. Сегодня Владимир Яковлевич тепло и искренне поздравляет своего друга и партнёра с днём рождения: «Вера, которая сегодня у Вас есть, внушает мне и Вашим коллегам уверенность в том, что главная победа ещё не одержана. И всё, что необходимо для этого сделать - надо сделать. Счастья Вам,здоровья, успехов в спорте, прекрасных семейных отношений, любящих детей и внуков. Виктор Семёнович, будьте счастливы. Мы всегда рядом. Мы все желаем Вам победы».
На этот раз "первыми скрипками в этом оркестре моторов" оказались рыбинские снегоходы "Тайга-спорт". Надо отметить, что наши снегоходы шаг за шагом уверенно входят в спортивную элиту России. Стало правилом, что открытие соревнований поручают именно рыбинской команде, впереди которой едет снегоход "Тайга" с флагом ОАО "Рыбинские моторы".
В этот раз борьба за победу началась раньше стартов снегоходов. Представителям команды "Рыбинские моторы", заместителю главного конструктора по снегоходной технике Рашиту Валееву и начальнику СТК "Буран" Вадиму Мачульскому пришлось доказывать на заседании Федерации по снегоходному спорту полное соответствие новой рыбинской машины действующим спортивным нормативам. Справились с успехом!
Всего на чемпионате было представлено 9 команд: помимо рыбинской, три команды из Уфы, "Факел" - из Нового Уренгоя, "Торнадо" - из г. Химки и два московских спортклуба. В борьбу за призовые места вступили 27 взрослых гонщиков и 16 юношей. Примечательно, что все спортсмены, представлявшие команду ОАО "Рыбинские моторы", успешно провели предварительные заезды и вышли в финальную часть соревнований.
Самые драматические события начались во второй день. Серьезное сопротивление нашим спортсменам оказали представители команды "Факел" (Н. Уренгой). Здесь выступали профессиональные гонщики, регулярно участвующие в этапах чемпионата Европы и России на импортной технике, и первые два места среди взрослых заняли они.
По результатам трех заездов лучшим из рыбинцев оказался Дмитрий Мачульский, занявший третье место. Александр Болхов стал четвертым. Седьмое место занял Александр Галяпо. В общем зачете команда заняла второе место, уступив победу "Факелу" и обогнав спортсменов Уфимского моторостроительного производственного объединения.
В соревнованиях среди юношей решающее слово было за рыбинцами. Дмитрий Котов занял второе место, Денис Рязанцев - 4, Александр Дудоров - 6, что в итоге принесло юношеской команде второе место, следом за гонщиками из Нового Уренгоя. На третьем также оказались уфимцы. Причем никто из уфимской команды не занял призовые места ни в одном заезде.
Как отметил Вадим Мачульский, большой потенциал наша команда имеет благодаря мотокроссовой подготовке в летний сезон.
Впереди второй этап снегоходных гонок в Уфе. Предстоит еще больший накал борьбы, но наши гонщики полны решимости отстоять передовые позиции и доказать, что Рыбинск на высоте не только в авиапромышленности, но и в снегоходостроении.
А. Котов, "СН"
И вот 10 февраля старт первого тура. Максим Мозжечков очень грамотно выбрал место ловли в своей зоне и сразу попал на рыбу - двухсотграммовая плотва клевала беспрестанно. Быстро нашел рыбу и Михаил Воронин, вытаскивая одну за другой стограммовую плотву.
В результате первого дня соревнований Максим Мозжечков занял 1-е место, а остальные ярославские спортсмены выступили очень ровно, заняв места в первой половине таблицы.
Плотность результатов такая, что любая из первых двенадцати команд могла стать чемпионом. Все должен был решить второй день соревнований. Соревнования второго дня начались очень рано, в это время рыба еще не проснулась. Судейская коллегия разбила зоны прямо посередине водохранилища, что еще больше затрудняло поиск рыбьих троп. В этих условиях очень грамотно поступил ярославец Владислав Поройко.
Он начал перемещаться за местным спортсменом, хорошо знавшим водоем, а лучшее техническое оснащение позволило ему одним из первых найти рыбу. На исходе первого часа нашел рыбу и Максим Мозжечков. Взвешивание уловов показало, что Владислав Поройко - второй в своей зоне, а Максим Мозжечков - третий. При скрупулезном подсчете очков стало ясно, что ярославские спортсмены на третьем месте, а Максим Мозжечков - сильнейший из 132 спортсменов.
Евгений Чабуткин, «ЗК»