Директор департамента по физкультуре, спорту и молодёжной политике Александр Борисович Сорокин в эксклюзивном интервью ИА "Ярославский спорт" ответил на пять неудобных вопросов о проблемах в его подведомственной отрасли.
- Участие общественности в принятии управленческие решений в ярославском спорте, о котором неожиданно много стали говорить в местных СМИ и в соцсетях - это популизм или реальность?
- Участие общества в управлении отраслью спорта - необходимое условие успешного развития этой отрасли. Ведь главная задача, поставленная в ней государством - вовлечение в спорт максимального количества граждан. Ни один регион в нашей стране, даже самый богатый, не может решить эту задачу только за счет бюджетных средств, без участия общественного актива. Формы участия общественности в управлении отраслью могут быть разными, такими как, например, членство в Общественном Совете департамента, Координационном совете по внедрению комплекса ГТО, нескольких комиссиях и экспертных группах. Сейчас в работе этих структур участвует около 20 общественников. Полагаю, что в 2018 году их число, как минимум, удвоиться.
- Бедный - во всех смыслах - ярославский футбол: лоббирование своих явно небескорыстных интересов отдельными около футбольными личностями, политиками продолжается и ничего хорошего самому виду приносит. Этот процесс можно прекратить?
- Я не считаю ярославский футбол бедным. У футболистов-профессионалов очень хорошие зарплаты. Кроме того, в региональный футбол вкладываются десятки миллионов рублей. Это средства государства, предприятий и граждан. Миллионы рублей вращаются на футбольном тотализаторе.
Футбол пользуется вниманием тысяч ярославцев. Поэтому здесь велика активность различных т.н. "около футбольных" личностей. Если кто и может упорядочить этот процесс - это сама футбольная общественность. Ярославскому футболу нужна внятная программа развития, авторитетный и ответственный лидер, а также грамотные управленцы на местах. Областной департамент спорта готов помогать областной федерации в работе по всем этим направлениям. Но разработка программы развития футбола в области, подготовка судей, организация тренировочного процесса для спортивных школ, проведение региональных соревнований - это вопросы федерации. Мы поддерживаем развитие футбола, создавая этому популярнейшему в нашей области виду спорта, максимально благоприятные условия. Основная задача органов власти - строительство и ремонт футбольных полей и инфраструктуры. В 2017-2018 годах на эти цели в регионе будет потрачено более 100,0 миллионов рублей. Мы также участвуем в финансировании детского футбола, следим за соблюдением прав муниципальных образований при формировании календаря чемпионата области. На муниципальном уровне основные средства бюджетов (более 50,0 миллионов рублей в год) тратятся на содержание спортивных школ.
- 2016 год можно назвать годом "крутых" перемен в регионе. В этом году сменилось не только областное руководство, но обновились управленческие команды в двух крупнейших городах области - Ярославле и Рыбинске. В отрасли спорта тоже произошли серьезные кадровые перестановки. Прямо спрошу: почему сменили руководителей спорта в области и областном центре?
- Я не могу знать всех причин замены тех или иных руководителей. Про спортивную отрасль могу сказать, что в 2015-2016 годах в ней были допущены серьезные ошибки. Самая большая из них - то, как было проведено объединение ярославских спортивных школ. В результате этого объединения весь спорт в Ярославской области оказался разъединен и расколот. Укрупнение спортшкол было проведено в интересах группы людей, без широкого общественного обсуждения. Это было сделано наперекор мнению авторитетных и уважаемых в отрасли людей. В итоге из ярославских спортшкол был уволен ряд известных тренеров и руководителей. К одним из них имелись претензии, другие были уволены по "истечению сроков контракта". Но никто из тогдашних ярославских чиновников не захотел говорить правду о причинах их увольнения. Вместо этого была придумана история об "экономии 1 миллиона бюджетных средств", которая произойдет за счет сокращения административного персонала спортшкол. Именно обман общественного мнения спровоцировал волну недовольства, которая не утихает до сих пор. Кстати, насколько я знаю, никакой экономии в ярославских спортшколах не случилось. Областные спортивные власти в 2016 году не вмешались в ситуацию и не предотвратили необоснованных увольнений в ярославских спортшколах. Думаю, что подобные ошибки могли быть достаточным основанием для смены руководителей спорта в Ярославле и в области.
- Много претензий в адрес департамента можно слышать по поводу порядка распределения бюджетной поддержки спортивным федерациям и общественным организациям. Почему существующий порядок вызывает столько критики и будет ли он как-то изменен?
- Существующий Порядок распределения средств между спортивными федерациями и спортивными организациями сложился в 2015 году, когда появились серьезные проблемы с финансированием спортивных школ из местных бюджетов и региональные власти начали искать новые возможности поддержки спортсменов. Согласно существующему Порядку, средства распределяет комиссия, созданная в департаменте. В неё входят несколько депутатов Областной Думы, представители федераций. Поскольку последние два года идет сокращение бюджетных средств выделяемых отрасли (примерно на 10% в год), то есть постоянный дефицит, и конечно, есть те организации, кому денег не хватает, или вообще не достается. К самому Порядку и тому, как он реализуется на практике, есть обоснованные претензии. У меня самого вызывают сомнения отдельные направления, на которые выделяются средства, и критерии, по которым они распределяются. Поэтому в настоящее время департамент разрабатывается новый Порядок. Он пройдет обсуждение на Коллегии департамента и Общественном совете, и только после этого будет утвержден.
- О работе Общественного Совета вашего департамента ничего не слышно. Есть ли он? Когда он собирался и какие решения принимал?
- Общественный совет департамента из 11 человек существует. Я сам, до назначения на должность директора, входил в его состав. Но, к сожалению, Общественный Совет не активен. Его последнее заседание было осенью прошлого года. Полномочия совета истекают в октябре 2017 года, и с августа мы начнем принимать заявления от желающих войти в новый Общественный Совет. Два месяца - сентябрь и октябрь займет голосование за кандидатов и к 1 ноября у департамента появиться новый Общественный Совет. Его основной задачей должна быть организация общественной оценки оказания физкультурно-спортивных услуг на территории области и выработка соответствующих предложений для департамента.